This page was exported from Шаарей цедек - Центр социального обеспечения [ http://www.tzedek.ru ]
Export date: Sat May 25 16:59:31 2019 / +0000 GMT

Ложь во спасение




«У меня есть информация, которая будет для тебя неожиданной. Это информация о человеке, которого ты послал ко мне», - так написал мне несколько дней назад друг в Москве. Естественно, я встревожился.

Два дня назад я позвонил ему и просил уделить несколько минут из его драгоценного времени для встречи с деловым человеком, которого я к нему посылаю. Этот человек обратился ко мне некоторое время назад и рассказал о себе так: «Я владелец большой и солидной компании по производству электронных чипов. Эти чипы мы вставляем в одежду известных фирм, и таким образом можно легко разоблачить подделку бренда. Наша компания высоко оценивается, и я хотел бы, чтобы вы свели меня с каким-либо инвестором, и таким образом мы сможем расширить наше предприятие и спасти мир от жуликов, подделывающих одежду известных брендов».

Это важное дело, подумал я, но какое отношение я имею к инвесторам – и ещё менее к чипам? Так я ему и сказал, но он упорно просил, обещал мне долю и солидные пожертвования. В конце концов я пообещал свести его с одним своим другом, который много знает об инвесторах.

*

На прошлой неделе мы читали в Торе подробное описание Мишкана, переносного святилища, которое было заповедано евреям возвести в пустыне. А на этой неделе глава описывает одежду первосвященника и обычных священников, сделанную «для почёта и великолепия». Только в таких одеждах священники могли служить в Мишкане.

Но первым делом недельная глава даёт другое повеление: «А ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли для тебя чистое выбитое оливковое масло для освещения, дабы зажигать постоянный светильник». Этот стих обращён к Моше. В следующем стихе говорится уже об Аѓароне: «Его будут зажигать Аѓарон и его сыновья с вечера до утра». Обратите внимание: в стихе, обращённом к Моше, имя Моше не упоминается. Да и во всей главе Тецаве его имя не упоминается. Это единственный пример во всех книгах Шмот, Ваикра и Бемидбар – с рождения Моше и до того, как он получил предсказание о том, где и когда умрёт.

И есть тому причина. Когда Моше молил Всевышнего о том, чтобы тот простил евреев за грех золотого тельца, он сказал: «Прости их, а если нет – сотри меня из книги Твоей». Даже если слова праведника были чем-то обусловлены и условие не осуществилось, они всё же имеют силу, таково свойство праведника. И поэтому имя Моше не встречается в одной из недельных глав Торы.

Но почему именно в этой? И ещё вопрос: почему описание одежд священника предваряется заповедью о зажигании храмового светильника? Третий вопрос: светильник должны зажигать Аѓарон и его сыновья, зачем же повеление о нём обращено к Моше? И четвёртый вопрос: Моше получил повеление о «постоянном светильнике», а далее сказано, что его будут зажигать только «с вечера до утра». Несоответствие…

Различие между Моше и Аѓароном проявилось после их кончины. Моше оплакивали «сыны Израиля», а Аѓарона – «весь дом Израиля», то есть и женщины, и дети. Мидраш объясняет, что Аѓарон был великим миротворцем. Он мирил мужа с женой, родственников, партнёров. Например, он делал так. Приходил к одному из ссорящихся и говорил…

[11:38, 15.2.2019] Шия Дайч: «У меня есть информация, которая будет для тебя неожиданной. Это информация о человеке, которого ты послал ко мне», - так написал мне несколько дней назад друг в Москве. Естественно, я встревожился.

Два дня назад я позвонил ему и просил уделить несколько минут из его драгоценного времени для встречи с деловым человеком, которого я к нему посылаю. Этот человек обратился ко мне некоторое время назад и рассказал о себе так: «Я владелец большой и солидной компании по производству электронных чипов. Эти чипы мы вставляем в одежду известных фирм, и таким образом можно легко разоблачить подделку бренда. Наша компания высоко оценивается, и я хотел бы, чтобы вы свели меня с каким-либо инвестором, и таким образом мы сможем расширить наше предприятие и спасти мир от жуликов, подделывающих одежду известных брендов».

Это важное дело, подумал я, но какое отношение я имею к инвесторам – и ещё менее к чипам? Так я ему и сказал, но он упорно просил, обещал мне долю и солидные пожертвования. В конце концов я пообещал свести его с одним своим другом, который много знает об инвесторах.

*

На прошлой неделе мы читали в Торе подробное описание Мишкана, переносного святилища, которое было заповедано евреям возвести в пустыне. А на этой неделе глава описывает одежду первосвященника и обычных священников, сделанную «для почёта и великолепия». Только в таких одеждах священники могли служить в Мишкане.

Но первым делом недельная глава даёт другое повеление: «А ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли для тебя чистое выбитое оливковое масло для освещения, дабы зажигать постоянный светильник». Этот стих обращён к Моше. В следующем стихе говорится уже об Аѓароне: «Его будут зажигать Аѓарон и его сыновья с вечера до утра». Обратите внимание: в стихе, обращённом к Моше, имя Моше не упоминается. Да и во всей главе Тецаве его имя не упоминается. Это единственный пример во всех книгах Шмот, Ваикра и Бемидбар – с рождения Моше и до того, как он получил предсказание о том, где и когда умрёт.

И есть тому причина. Когда Моше молил Всевышнего о том, чтобы тот простил евреев за грех золотого тельца, он сказал: «Прости их, а если нет – сотри меня из книги Твоей». Даже если слова праведника были чем-то обусловлены и условие не осуществилось, они всё же имеют силу, таково свойство праведника. И поэтому имя Моше не встречается в одной из недельных глав Торы.

Но почему именно в этой? И ещё вопрос: почему описание одежд священника предваряется заповедью о зажигании храмового светильника? Третий вопрос: светильник должны зажигать Аѓарон и его сыновья, зачем же повеление о нём обращено к Моше? И четвёртый вопрос: Моше получил повеление о «постоянном светильнике», а далее сказано, что его будут зажигать только «с вечера до утра». Несоответствие…

Различие между Моше и Аѓароном проявилось после их кончины. Моше оплакивали «сыны Израиля», а Аѓарона – «весь дом Израиля», то есть и женщины, и дети. Мидраш объясняет, что Аѓарон был великим миротворцем. Он мирил мужа с женой, родственников, партнёров. Например, он делал так. Приходил к одному из ссорящихся и говорил: «Видел я того-то – как он раскаивается! Как он огорчён тем, что вы поссорились! Но ему стыдно подойти к тебе первому…» А потом шёл ко второму и говорил ему то же самое. Это была неправда. Но неправда такого рода ради достижения мира допустима, да-да. Поэтому великого миротворца Аѓарона оплакивали все евреи.

А почему Моше не мог делать так же? Потому что душа Моше включает души всех евреев. Он принципиально не мог говорить неправду о другом человеке. Вот и не мог Моше быть миротворцем.

После описания сооружения Мишкана и его принадлежностей, до описания изготовления одежд священников, в которых следует служить в Мишкане, даётся повеление, всматриваясь в которое, мы думаем об истине и лжи. О том, что нужно для нашей жизни, для нашего личного «мишкана».

Сделаем следующий шаг. У каждого из нас есть имя, но людей с таким же именем в мире много. Имя – это не главное в нас. Какова же наша сугубо индивидуальная «метка»? Она раскрывается, когда к нам обращаются: «ты». Если разговаривают с нами, то под «ты» может иметься в виду только один человек на свете – это мы, собеседник, никто другой. А когда Всевышний обращается к Моше «ты», что Он говорит ему? «Ты повели… пусть сделают масло…». Моше передаёт повеления, получает их Свыше и передаёт. Вот он весь.

Вспомним, как делают масло из маслин? Их давят и размельчают, ведь маслина сама по себе не создаёт ощущения, что она содержит масло. Только посредством измельчения маслина раскрывает содержащееся в ней, и это содержимое даёт огонь, свет. Какое же повеление передаёт Моше здесь? Извлечь скрытое и сделать из него средство для постоянного огня.

Но… зажигает огонь не он. Его зажигает Аѓарон. Тот Аѓарон, которого оплакивал весь народ Израиля за то, что он лгал! Однако лгал ради того, чтобы осуществилось сказанное: «Удостоятся муж и жена – Б-жественное присутствие будет между ними», то самое Б-жественное присутствие, пребывавшее в Мишкане.

Истина, олицетворяемая Моше, должна быть для нас «постоянным светильником». Но в реальной жизни, в которой может возникнуть необходимость водворить мир и прекратить ссору, мы можем быть Аѓаронами, у которых этот светильник – для достижения мира и только ради него – горит «с вечера до утра», то есть не постоянно.

*

Ну так вот. Мой друг, к которому я послал просителя, сказал мне, что простой поиск в интернете и разговоры с несколькими людьми открыли, что тот, кто возжелал спасти мир от обманщиков – сам обманщик, и после нескольких «киданий» в разных концах света он решил осуществить очередное «кидалово» в Москве. Вот тебе и благородная миссия, вот тебе и «ложь во спасение…»

Гут шабес

Шия

 

 


Post date: 2019-02-15 16:37:59
Post date GMT: 2019-02-15 12:37:59
Post modified date: 2019-03-04 10:41:59
Post modified date GMT: 2019-03-04 06:41:59

Powered by [ Universal Post Manager ] plugin. MS Word saving format developed by gVectors Team www.gVectors.com