Весь человек Израиля

Высокий человек стоял перед дверью квартиры, к которой добирался довольно долго. Когда он постучал и увидел, кто открыл ему дверь, на его глаза навернулись слёзы. «Можно позвать папу»? Отец вышел, вместе с молодым человеком они спустились к машине, вынесли оттуда коробки, отнесли их на веранду, и вскоре к её потолку были привинчены качели – для удовольствия детей, и в первую очередь для удовольствия маленькой Мири, которая открыла дверь, которая была совершенно лысой от химиотерапии.

«Мири, смотри, какой подарок ждёт тебя на веранде!» – позвали родители. Девочка тут же вскарабкалась на качели, о которых мечтала уже несколько месяцев. Родители не могли найти слов благодарности привезшему её человеку. «Нет, это я должен вас благодарить, – ответил пришедший. – Ведь вы спасли жизнь моему брату…»

История началась несколько месяцев назад. Волонтёр в одной из благотворительных организаций Израиля узнала, что девочка Мири хочет качели, чтобы на них играть, читать, отдыхать от трудных процедур в детском онкологическом отделении лечебницы. Эта женщина во время летнего отпуска в деревенской гостинице на севере Израиля увидела такие качели, спросила владельца , где он её заказал. Слово за слово, она рассказала, для кого и для чего нужна эта качалка. Владелец гостиницы, высокий человек, тут же откликнулся: «Я! Я сам куплю такую качалку, сам её отвезу и сам соберу!»

«По дороге с севера страны, – продолжал рассказывать высокий человек родителям Мири, – я позвонил той женщине-волонтёру. Мы говорили о благотворительности, о различных проектах помощи, и она сказала, что сама хочет пожертвовать кому-нибудь свою почку. Я сразу встрепенулся. Мой младший брат страдает почечной болезнью, всю жизнь на диализе, и вся надежда на пересадку почки. Но у него редкая группа крови, родственники ему не подходят. – А какая у вас группа крови? – спросил я у той женщины. И оказалось, что та самая! Она сразу согласилась стать донором почки для моего брата. И всё это сейчас, несколько часов назад, по дороге к вам. Теперь вы понимаете, почему это я должен быть вам благодарен?»

*

В полночь на исходе прошлого шабата вместе с множеством евреев в центральной синагоге Москвы я читал первые слихот. Мысли мои были далеко от Москвы. Думал я о Мири, моей племяннице.

Мы трижды в день благодарим Всевышнего «за чудеса Твои, что во всякое время», но в Рош ѓа-шана мы просим великого чуда, такого, чтобы устранило все беды и несчастья. Чтобы принесло нам добрый и сладкий год, излечение и спасение. Такого, чтобы излечило Мири, дочь моей сестры Брахи и её мужа Яакова.

*

Недельная глава Ницавим начинается словами «Вы стоите сегодня все перед Г-сподом… главы ваших колен, ваши старцы, ваши начальники, весь человек Израиля». Почему предложение начинается с множественного числа – «вы стоите», потом перечисляет много разных лиц, но заканчивает формулировкой в единственном числе – «весь человек Израиля»?

В Зоѓаре говорится, что слово «сегодня» здесь указывает на Рош ѓа-шана, и глава эта читается всегда перед Рош ѓа-шана. И я подумал, что Тора учит нас здесь ответственности, которую мы должны ощущать во время молитв Рош ѓа-шана. Молиться нужно не только о себе, но и о ближнем, и не только о ближнем, но и о дальнем. Сказали мудрецы: «Тот, кто молится о нуждах другого и при этом сам нуждается в том же – первым получает отклик на свою молитву». Если мы молимся «во множественном числе», то каждый из нас и «в единственном числе» удостаивается отклика.

Рош ѓа-шана – это также новомесячье, рош-ходеш месяца тишрей. Как и в каждое новомесячье, нужно было бы говорить в этот день Ѓалель. Однако говорят мудрецы: «В то время, когда Святой, благословен Он, сидит на престоле суда, книги живых и книги мёртвых раскрыты перед ним, как можно петь радостные славословия?» Это не время для радости, это время для серьёзности, для обдумывания жизни, для ощущения Суда.

Тот, чьё сердце полно милосердия, вспоминает людей, нуждающихся в излечении, вспоминает людей, нуждающихся в заработке, испытывающих проблемы с детьми, и молится о том, чтобы Всевышний помог им вырастить детей хорошими людьми, верными Торе и заповедям. Он молится за всех своих знакомых, не могущих найти себе пару в жизни. Он вспоминает о вдовах и сиротах и молится о том, чтобы Всевышний стёр слезу с их очей и даровал успех их семье. Он вспоминает о бездетных и молится о даровании им плода чрева. Молится он и о том, чтобы все мы были прилежны в изучении Торы и хасидизма.

И я прошу молиться за мою племянницу, Мирьям дочь Хаи-Брахи-Йеѓудит. Пусть она полностью излечится, пусть вернётся в свой класс, к соученицам, которые не видели её почти год. Пусть жизнь родителей вновь станет спокойной, чтобы они могли уделять равное внимание всем своим детям.

Да, Рош ѓа-шана – день суда, и мы испытываем трепет. Однако ѓалаха говорит, что перед этим днём стирают, надевают красивую одежду, стригутся, как делают это перед праздником. Почему для нас день суда над нами – праздник? Потому что мы уверены в том, что Всевышний будет судить нас и справедливо, и милосердно. Рабби Ханина и рабби Йеѓошуа говорили: «Кто подобен этому народу, знающему характер Б-га своего? Обычно человек, которого собираются судить, одевается в чёрное, облачается в чёрный плащ, не стрижётся и не бреется, поскольку не знает, как повернётся суд. Но евреи ведут себя не так: они одеваются в белое, облачаются в белые плащи, едят и пьют в Рош ѓа-шана, ибо уверены, что Всевышний сотворит для них чудеса!» Наш друг с севера страны, сотворивший чудо для моей племянницы, сам увидел чудо, возможность исцеления для своего брата. И мы увидим чудо, сотворённое для Мири, когда она вернётся к здоровой, полной и доброй жизни!

Ребе говорил, что шабат недельной главы Ницавим – это последний шабат месяца элул. В этот шабат читают главу Ницавим, где Всевышний благословляет народ. И поскольку это последний шабат элула, в этот день благословляют наступающий месяц тишрей, чтобы был он полон добра и благословения для всех евреев на весь год.

Доброй записи и доброго приговора всем, на добрый и сладкий год!

Гут шабес
Шия