Осуществить задуманное..

Вскоре после моей свадьбы в Израиле открылся инженерный колледж для мужчин. Там можно было получить признанную первую степень по многим специальностям. Мне понравилась специальность «архитектура и оформление интерьеров». Я сдал вступительный экзамен и поступил в колледж.

Занятия были очень интересными, а домашние задания – нелёгкими. Мы всё лучше понимали, как влияет на людей правильное оформление окружающей их среды, от мебели до цвета стен. И вот первая курсовая работа. План оформления квартиры согласно техническому заданию. Он должен соответствовать многим критериям, в том числе практическим, а их тоже нужно изучить, в общем, нелёгкая работа для начала учёбы.

Неделю я почти не спал: думал, сравнивал, чертил. Я вложил столько сил, что был уверен, что получу высшую оценку и что мой проект возьмут в качестве образца для будущих студентов. Но когда я представил свой проект перед классом, на лице преподавателя читалось разочарование в моих способностях. «Мы здесь будущие архитекторы, а не инженеры, но всё же нельзя планировать такое, что ни один строитель не сможет построить! Можно породить гениальную идею, однако если её инженерное решение слишком сложно или дорого, никакой подрядчик за её воплощение не возьмётся, и место этой идее в мусорной корзине».

*
В нашей недельной главе повествуется о том, как Яаков, после четырнадцати лет пребывания в ешиве, пошёл из страны Израиля в Харан. По дороге вечер застаёт его в месте, именуемом Бейт Эль. Там он ночует и видит знаменитый сон о лестнице, восходящей к небесам, по которой поднимаются и спускаются ангелы.

О стихе «И лёг спать на этом месте» Раши говорит: «Это сказано недаром, стих сообщает нам, что только теперь Яаков лёг спать, а все четырнадцать лет пребывания в ешивах Шема и Эвера он не лежал по ночам, а учил Тору».

При чтении этого возникают два вопроса. 1) почему Всевышний сделал так, что Яаков в момент заката оказался в святом месте, именуемом «Дом Всевышнего», Бейт Эль, почему не в обычном месте без особой святости? 2) Невозможно, физически невозможно четырнадцать лет не спать. Видимо, текст имеет в виду, что Яаков именно не ложился: он учил Тору и время от времени задрёмывал. Тогда почему, выйдя в дорогу, он не продолжает своё обыкновение, а сразу ложится спать? Это похоже на человека, которого долго ограничивали в пище, и он наконец «дорвался» до еды. Но Яакова-то никто не ограничивал, и никакого правила, предписывавшего ему не ложиться, не было.

Есть и ещё вопрос. Сон об ангелах, сходящих на землю перед началом путешествия, означает (как говорит мидраш), что Всевышний не оставит Яакова в пути: вот ангелы заграницы сходят, чтобы охранять его. Однако при чём тут лестница?

Ответы на эти вопросы мы сможем получить, если вдумаемся в описание: «Вот лестница стоит на земле, а её вершина достигает небес».

До сих пор Яаков, находясь в ешиве, жил исключительно духовной жизнью. Даже когда он спал – он засыпал за учебным столом. Голова, символизирующая духовное, продолжала находиться наверху, а ноги, символ телесного – внизу. А теперь Всевышний желает ему показать: «Яаков, ты выходишь в большой мир. Тебе нужно будет думать о нахождении жены, о свадьбе, семействе, заработке, о материальном. Ты должен соединять духовное с материальным. Ты должен научиться делать это».

И Яаков ложится, голова находится на одном уровне с ногами. И происходит это в святом месте, «воротах Б-жьих». Так показывает Всевышний Яакову путь жизни в мире: святость должна присутствовать в материальности. Подобно этому, в Храме Всевышний водворил Своё присутствие там. где совершались вполне материальные действия – жертвоприношения, например, а не там, где исключительно молятся и размышляют.

В качестве дополнительного намёка Всевышний показывает Яакову во сне лестницу – такую, что её голова достигает небес, и именно потому, что она твёрдо стоит на земле. Духовная жизнь, достижения в ней возможны, только если материальное освещено светом духовности, если одна лестница соединяет землю и небо. Говоря языком моего инженерного колледжа, «архитектор обязан считаться с возможностями инженера и строительного подрядчика».

Я не достиг ещё почтенного возраста, однако уже могу припомнить достаточно много людей, способных порождать замечательные идеи, не способные, однако, воплотиться. И это полбеды, а беда в том, что такое положение приносит им постоянные разочарования и вводит в депрессию. В частности, помню я людей, приближавшихся к соблюдению заповедей – что прекрасно – но такими прыжками, что они желали быть «святее» того рава, который их, собственно, и приблизил. Потому ли, что они не хотели принимать его руководство, или потому, что считали, будто они понимают лучше него, что в данный момент для них хорошо… Некоторые хотели быть такими уж хасидами, что утверждали: «Наши дети пойдут в детский сад и школу с преподаванием на идише!» Они прилагали огромные усилия, чтобы найти такую школу и быть принятыми в неё, в то время как более разумные и опытные люди пытались объяснить им, что их лестница пока стоит на земле неустойчиво и не стоит прыгать по ней вверх через ступеньку. Эти искатели «самого-самого хасидского» не послушали их. Они достигли своей цели… но через несколько лет разочарование в «самой-самой» школе привело к разочарованию в заповедях вообще. Лестница упала.

Здесь уместно рассказать о ещё одном смысле фразы «Лестница стоит на земле, а голова её достигает небес». В книге «Толдот Яаков-Йосеф» приводится следующее объяснение. Только тот, кто находится на земле, кто скромен и смиренен, может достичь небес – достичь духовных высот.

В надежде на то, что все мы сумеем это осуществить,

гут шабес
Шия