ФОТО НЕДЕЛИ: ЧЕЛОВЕК ДОБРЫХ ДЕЛ

Дата: вторник, 14 сивана 5781 г.
Место: наша квартира

Раннее утро, и я слышу из своей постели тихие шаги. Такие же шаги я слышал несколько часов назад, когда было ещё не раннее утро, а поздний вечер. Тогда наш гость завершил свою ежедневную программу изучения Торы и начал читать «Шма» перед сном, но вначале провёл небольшое ѓалахическое исследование о том, что поскольку рассвет уже был, благословение «Наводящий сон» перед сном говорить нельзя. «Шма» перед сном он читал сосредоточенно, со всеми добавлениями по нусаху Аризаля. И сейчас наш гость снова на ногах, как будто не было долгого перелёта и долгого ожидания разрешения попасть на территорию России. Пока я вставал и одевался, он уже прочитал утренние благословения и надел тфилин, чтобы читать утреннее «Шма»: ведь крайнее время его чтения в России летом наступает довольно рано. Он тщательно произносит каждое слово, не спеша, «пусть весь мир подождёт». Вечером — свадьба внука нашего гостя, на неё он и прибыл с супругой, а до этого весь день он будет изучать Тору. Видимо, слова «отдыхать» он вообще не знает.

«Пойдёмте в синагогу на утреннюю молитву?» — спрашиваю я. «Извините, после урока», — гость вынимает планшет, включает, опирает его на вазу, стоящую на столе, и в комнате одно за другим раздаются приветствия участников урока, находящихся в разных концах земли. Равы, профессора, бизнесмены, пенсионеры, молодые и пожилые — участники интернет-урока по «Тании».

Я приготовил для гостя чашку чая и нарезал немного фиников. «Сегодня тема, относящаяся к каббале, поэтому урок будет относительно коротким». Сегодняшняя порция «Тании» — всего девять строчек в конце четвёртой главы «Врат единства и веры»:
«Сжатие и утаение жизненной силы называется „сосуды“, а сама жизненная сила называется „свет“. Как сосуд скрывает то, что в нем, так категория Ограничения прикрывает и скрывает изливаемый свет и жизненную силу…» Наш гость проясняет каббалистические термины и превращает мистические рассуждения в жизненные уроки для повседневной деятельности. Сорокаминутный «короткий» урок проходит как одно мгновение, и ты понимаешь, что сегодняшний день уже не будет для тебя подобным вчерашнему.

Несколько месяцев назад, когда дочь даяна Московской общины р.Шнеур-Залмана Кана обручилась с сыном моего двоюродного брата, раввина Самары, р.Шломо Дайча, мы радовались удачному союзу. И в этот вторник в Москве прошла свадьба, а я предложил свою помощь во всём, что нужно. Дед жениха захотел прибыть, и он остановился у нас дома, как было и в прошлый раз, более десяти лет назад, когда он приезжал, чтобы провести фарбренген перед хасидским праздником. Все в нашем доме пришли в волнение. Шутка ли? Рав Хаим Шалом Дайч, глава колеля в синагоге «Цемах Цедек» в Старом городе Иерусалима, основанного по указанию Ребе. Он — живой пример того, каким должен быть хасид. Связан с Ребе всем сердцем, и каждое движение и слово, каждое благословение и молитва выверены и соответствуют еврейской ѓалахе: в нём чувствуется закалка знаменитой ешивы «Поневеж» в Бней-Браке. Его потомки — шалиахи в разных местах мира, в том числе в России: два его сына занимают посты раввинов в Самаре и Перми.

На следующий день, в среду вечером, мы с женой организовали для молодой пары «семь послесвадебных благословений» в зале столовой Центра социального обеспечения «Шаарей цедек». В трапезе участвовали работники и добровольцы Центра, занимающиеся различными благотворительными проектами в Москве. Перед началом я произнёс несколько слов и упомянул, что в этот день исполнилось 94 года со дня, когда предыдущий Ребе, Раяц, был арестован советскими властями за распространение Торы и хасидизма. Над ним висел смертный приговор… А сегодня здесь, в бывшей столице Советского Союза, празднуют соединение двух хасидских семей в еврейском благотворительном центре, и мы видим осуществление сказанного в Теѓилим: «Сеявшие со слезами пожнут с радостью». Я поделился с собравшимися воспоминаниями о «дяде р.Йосле» — прадеде нашего жениха, отце р.Хаим-Шалома, посвятившем себя Торе и добрым делам; о «бобе Юдис», которую я часто навещал. Она была вдовой около пятидесяти лет, но подняла и воспитала детей, ставших знатоками Торы, и её потомство насчитывает сейчас тысячи.

Наш гость останется на шабат и проведёт фарбренген в центральной синагоге. А фарбренгены с р.Хаим-Шаломом — это такое событие, которое не может оставить равнодушным, которое даёт правильное направление в жизни и силы, чтобы идти по этому направлению.

Гут шабес
Шия