ФОТО НЕДЕЛИ: ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО

Дата: Вторник, 4 тишрея 5781 г.
Место: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области

«Дайте нам, пожалуйста, список десяти самых важных событий еврейской жизни России в прошлом году, и к каждому событию — фотографию и короткое объяснение».
Такую просьбу я получил недавно от редакции еврейского журнала «Кфар-Хабад», издаваемого в Израиле. Список и фотографии были ей нужны для подготовки особого выпуска этого журнала к празднику Сукот.

Я копался в своих архивах, долго выбирал и наконец приготовил список. В предисловии я написал:
«Этот год был для еврейской общины России не только разнообразным, но и сложным. Пандемия коронавируса поставила перед посланцами Ребе и раввинами такие проблемы, о существовании которых они даже не догадывались раньше. Но шалиахи Ребе и лидеры общин сумели справиться с ними благодаря умному и умелому руководству Главного раввина России рава Берла Лазара».

О девяти событиях я долго размышлял, какие из многочисленных важных моментов еврейской жизни этого года включить в список. Но одно вошло в список само, одно было для меня очевидно: это арест, осуждение, заключение и освобождение израильской девушки Наамы Иссахар. Весь еврейский мир, да что там — весь мир следил за этой драмой, в которой переплелись шпионские страсти, интересы трех стран, явная и тайная дипломатия и наконец праздник успешного освобождения. Рав Берл Лазар приложил все свои силы для успеха этого дела, и наконец по просьбе премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяѓу президент России Владимир Путин подписал указ о помиловании, и Наама Иссахар вышла на свободу. А я — я был с ней постоянно, с первых часов после задержания в аэропорту. Я постоянно навещал её в тюрьме, привозил ей то, что нужно, ободрял добрым словом, не давал угаснуть надежде и, наконец, встретил её на свободе.

Каждую неделю я навещал Нааму в женской тюрьме номер 6 Москвы. А когда она была переведена в одну из тюрем Московской области, мне нужны были другие полномочия, для того чтобы я мог входить в тюשрьму и встречаться с узницей. Тогда главный тюремный раввин России рав Аарон Гуревич официально назначил меня тюремным раввином Московской области, и таким образом я получил официальное право, не будучи родственником Наамы, часто навещать её.

И вот канун праздника Рош ѓа-шана мне позвонил начальник управления федеральной службы исполнения наказаний по Московской области. Меня, как тюремного раввина, пригласили в этот вторник на собрание представителей различных религий в одном из залов суда. Зал суда — это в данном случае лишь место для сбора людей, но для меня это было еще одним напоминанием о том что мы находимся в преддверии Дня Суда, Рош ѓа-шана, настоящего Суда, на котором Творец всей земли будет судить всех людей. Мы, представители разных религий, помогающие людям этих религий в тяжелых условиях тюрьмы, сидели в большом и красивом зале, а перед нами на экране были на прямой связи начальники пятнадцати тюрем и исправительных учреждений Московской области. Они слушали наше совещание о том, как мы можем помочь душам тех, кто отбывает наказание за свои преступления, как мы можем помочь им вернуться к хорошей, честной жизни.

Во время короткого перерыва я раскрыл брошюру с ежедневными уроками по еврейским текстам и прочитал там в «Ѓа-йом йом» изречение, приведённое от имени рабби Мешулама-Зуси из Аниполя. Он говорил, что в еврейском слове «тшува», раскаяние-возвращение, пять букв. Каждая из них намекает на какой-нибудь стих Торы, выражающий один из аспектов раскаяния и возвращения. Средняя буква «вав» указывает на стих «Ве-аѓавта ле-реаха камоха», «И возлюби ближнего, как самого себя». А Алтер ребе сказал об этом, что исполнение «Возлюби ближнего как самого себя» является ключом к исполнению заповеди «Возлюби Г-спода, Б-га твоего». И тогда я понял, каков урок из того, что наше совещание проходило именно перед Йом-кипуром. Любить людей, делать для людей, стараться для людей — вот способ достичь истинной тшувы.

Гут шабес, гмар хатима това
Шия