ФОТО НЕДЕЛИ: СКРУПУЛЁЗНАЯ ПРОВЕРКА
Дата: четверг, 25 элула 5781 г.
Место: Главный раввинат России
Перед Рош ѓа-шана нужно успеть многое сделать, и в духовном плане, и в материальном. А я ещё ездил в Израиль и обратно, и только сейчас, уже составляя список гостей на праздничные трапезы, вспомнил, что не отдал мезузы на проверку. До праздника считанные дни, все мезузы уже не успеть проверить, так что я снял мезузу с входной двери и понёс её в «лишкат СТаМ», отдел написания свитков Торы, тфилин и мезуз, в Главном раввинате России.
Рав Хаим-Лейб Артовский занят, как всегда, но сердечно улыбается мне. Я не хотел отвлекать его долгим разговором, однако несколько вопросов задал. Он показал мне комнату отделки коробочек тфилин, комнату, где окрашивают их ремни, комнату, где тфилин раскрывают и сшивают снова — маленький завод. Каждый может видеть, какие стадии проходит его тфилин, и что за полученным им тфилин стоит известный, живой человек.
«Согласно ѓалахе мезузу следует проверять дважды за семь лет, а тфилин — и того реже. Почему же в месяце элул все несут мезузы на проверку?» Рав Артовский отвечает: «Во-первых, многое зависит от пергамента и чернил. Можно изготавливать чернила из нескольких материалов, и некоторые из них будут хуже держаться на пергаменте. А если сотрётся хотя бы одна буква, мезуза уже не годится. Во-вторых, еврейский народ во всём мире нуждается в десятках тысяч мезуз, и на этом большом рынке действуют недобросовестные торговцы и неквалифицированные писцы. Некоторое время назад получил я на проверку футляр для мезузы, а в нём — напечатанный на бумаге текст!.. И наконец, месяц элул — это месяц проверки и самопроверки, время накопления заслуг перед днём суда. И качественная мезуза в доме или конторе — это большая заслуга и приносит благословение».
Отца моего собеседника, р.Александра Артовского, я помню по Иерусалиму. Он самоотверженно действовал в рамках организации «Яд ле-ахим». Вот что это за организация и вот почему нужна была самоотверженность: за прошедшие сто лет было много случаев, когда еврейские девушки выходили замуж за израильских арабов. В еврейских городах эти молодые люди были очень милыми и любезными. Девушка уезжала к молодому человеку в арабскую деревню. Потом выяснялось, что для того, чтобы арабская семья приняла молодую невесту, она должна была принять ислам — «чисто формально, разумеется». Через несколько лет она и он «не сходились характерами», что естественно для людей с таким разным воспитанием, и тут-то оказывалось, что… Во-первых, развестись с мусульманином по инициативе жены невозможно, а во-вторых, даже просто уехать обратно в еврейский город нельзя, так как «формальное» принятие ислама для всего окружения было самым настоящим, а за оставление ислама полагается смерть, и этот «приговор» рад привести в исполнение каждый. Таким образом, еврейская женщина оказывалась в ловушке, в буквальном смысле смертельной.
Вот для спасения таких женщин и была создана организация «Яд ле-ахим», добровольцы которой разрабатывали операции, без преувеличения достойные спецслужб. Еврейские женщины с их детьми тайно перемещались в еврейские города, там получали новые документы и начинали жизнь заново на совершенно новом месте. Подробности таких операций, с тайными сообщениями через связных, с разработкой маршрутов, прикрытия и обеспечения, р.Александр Артовский не рассказывает. «Ещё не пришло время», — говорит он. Впрочем, некоторые из них описывались в израильской прессе — разумеется, имена и обстоятельства были при этом изменены.
Его старший сын, р.Хаим-Лейб, приехал шалиахом в Москву. «Перед таким важным шагом, как многие хасиды, я написал письмо Ребе и вложил в том «Игрот кодеш». Прочитанное письмо Ребе было адресовано корректору мезуз, жаловавшемуся на недостаточные доходы. Ребе поощрял его продолжать заниматься этим делом и ежедневно изучать хасидизм, что принесёт ему благословение и благосостояние. А ведь именно эту профессию — корректор мезуз — я изучал после того, как получил раввинский диплом! Мы не могли взять с собой в Москву много вещей, но всё необходимое для проверки мезуз я взял. И вот по инициативе Главного раввина России р.Лазара открылась в раввинате «лишкат СТаМ», и у меня всегда есть работа, не только в месяце элул«.Точность и профессионализм сделали р.Артовскому доброе имя в среде специалистов по тфилин и мезузам в еврейском мире.
р.Хаим-Лейб постоянно высказывает новые идеи и претворяет их в жизнь. По его инициативе стали делать наклейки с ивритскими буквами для клавиатур компьютеров. Он инициировал создание небольшой фабрики по производству шофаров в Подмосковье, и она выпускает под наблюдением Главного раввината России превосходные шофары. По его инициативе в России стали делать ремни для тфилин, качество которых контролирует Главный раввин России р.Лазар, и изготавливать «гартлы», хасидские пояса для молитвы — следя при этом за соблюдением запрета Торы на шаатнез, смешение шерсти и льна. А недавно р.Артовский достал небольшую ткацкую машинку для ручного плетения нитей цицит.
В последнее время р.Хаим-Лейб проводит также лекции и уроки. В начале он рассказывал об изготовлении свитков Торы, тфилин и мезуз, а недавно на уроке о шофарах он вживую продемонстрировал отличие шофара «юбилейного года» от шофара Рош ѓа-шана.
Гут шабес, шана това у-метука
Шия