ФОТО НЕДЕЛИ: СВЕЧИ ПАМЯТИ

Дата: вчера, вечер четверга, 7 адара 5881 г.
Место: свечной стол на восточной стороне синагоги «Марьина Роща»

Каждую неделю — не всегда в определённое время, но каждую неделю точно — я приношу в синагогу две длинные свечи в стеклянных стаканах, способные гореть семь дней. Зажигаю их и вспоминаю всех тех, в честь кого горят эти свечи в синагоге.

Вчера я подумал, что молитвы в центральной синагоге «Марьина Роща» проводятся уже двадцать лет, как раз с шабата «Захор». До этого мы молились в небольшой красной синагоге по соседству, которая сейчас принадлежит бухарской общине и колелю изучающих Тору. Двадцать лет всё больше развивающейся еврейской жизни под руководством Главного раввина России р.Берла Лазара и директора общины р.Мордехая Вайсберга. Рава Лазара послал сюда Любавичский ребе, и в честь него эта синагога носит название «Бейт Менахем».

В начале моего пребывания в Москве я помогал в организации синагогальной жизни р.Леви Ицхаку Мондшайну. А потом, когда он был назначен раввином Смоленска и области — а на территории Смоленской области расположено село Любавичи — я стал старостой синагоги «Бейт Менахем».

Чем ещё знаменательна для меня суббота главы «Захор»? Двадцать пять лет назад начала работу синагога «Ѓейхал Пинхас», которую я создал в городе Бейтар-Илит в Израиле. Она носит имя моего деда. За это время я передал синагоге два свитка Торы, один пожертвовала моя бабушка, другой — мой друг Давид Голан.

Когда создавалась московская синагога «Бейт Менахем», я подумал о необходимости сделать в ней кофейный уголок. Кто-то скажет: кофейня в синагоге? С какой стати и зачем? А затем, что по нашим обычаям до молитвы не едят, разве что пьют. А с подъёма до начала молитвы в московских условиях проходит некоторое существенное время. И любой человек, вставший московским утром (обычно не радующим погодой), натощак поехавший молиться, окунувшийся в микву и вошедший в зал синагоги, ловил себя на мысли: «Кофейку бы сейчас хлебнуть…» Пока синагога строилась и украшалась, я нашёл в здании незанятую комнату и поставил там водный нагреватель, холодильник и столик. С тех пор там всегда есть чай, кофе, сахар, горячая вода и печеньки. Откуда? От молящихся, понимающих важность горячего глотка холодным утром перед долгой молитвой, и дающих деньги на поддержание этой «комнаты гостеприимства», как она у нас называется.

По совету рава Лазара мы посвятили эту комнату «памяти основателей прежней синагоги Марьина Роща, хранителей огня еврейства в течение всех советских десятилетий». Те самые «старики из Марьиной Рощи», которых застали многие теперешние старики в своей молодости. В десятках воспоминаний о еврейской жизни советского времени можно прочитать: «в поисках еврейского я пришёл в Марьину Рощу, в деревянную синагогу, к тамошним старикам… они помогли мне наложить тфилин… мы сидели на фарбренгене с чёрным хлебом и водкой… они раскрыли передо мной том Талмуда…» и тому подобное. Это была искра, разгоревшаяся в пламя во многих и многих.

Прошло несколько месяцев, и другая мысль возникла у меня. Среди прихожан синагоги, уже в послеперестроечное время, было много пожилых людей, пришедших сюда и нашедших еврейство своего детства. Пожилые люди не становятся моложе, и уже несколько раз мы провожали в последний путь тех, кто ещё вчера был с нами на миньяне. И многие из них не оставили потомков, которые читали бы по ним «кадиш». Их память нужно было почтить. Как? Пророк Йешаяѓу говорил: «Огнями почтите Г-спода». Мудрецы Талмуда сделали отсюда вывод: даже если в синагоге и бейт-мидраше достаточно средств освещения, всегда хорошо зажечь дополнительную свечу. Практически во всех синагогах есть «нер тамид» — негаснущий светильник над ковчегом со свитками Торы. Вот и я стал зажигать свечу в память о них. А вторая свеча появилась, когда я стал заниматься делами московского еврейского похоронного общества «Хевра кадиша». Особый день похоронных обществ — седьмое адара, день рождения и смерти Моше, учителя нашего, то есть сегодня. Сколько усопших не оставили еврейских детей! Сколько умерших евреев остались без подобающих обрядов после похорон…

И теперь каждую неделю я зажигаю две недельные свечи — в память о тех, кого, возможно, уже не помнят. И надеюсь, что вскоре придёт время, о котором говорит пророк: «Восстаньте и воспойте, покоящиеся во прахе!»

Гут шабес
Шия