Моменты недели – Беѓар-Бехукотай, Хазак, благословляем сиван

Встань, рабби Шимон! / Величие маленькой деревни / Не забывайте сообщать добрые вести! / Что нужно делать для победы?

  1. Рав Мордехай Элияѓу на горе Мерон

Это было в прошлую пятницу, в самый разгар Лаг ба-Омера, после полудня, когда новые гости уже почти не прибывают из-за приближающегося Шабата, певцы в главном дворе на горе Мерон поют субботние песни, а распорядители намекают им поторапливаться. Ведь нужно подготовить место к Шабату и дать возможность гостям вовремя добраться в другие города севера, где они проведут Шабат, особенно в Цфат, куда всегда прибывает множество гостей Лаг ба-Омера.

Я направился к заднему выходу из комплекса, чтобы заранее помолиться Минху. Найдя ещё нескольких евреев, готовых составить миньян, я увидел рядом с собой главного раввина Цфата, р. Шмуэля Элияѓу, который только что завершил молитву у могилы рабби Шимона бар Йохай и, прежде чем вернуться в Цфат, захотел помолиться Минху кануна Шабата в этом возвышенном месте.

Я пожал ему руку, и он сразу меня узнал. Мы вспомнили его визит примерно десятилетней давности, когда я пригласил его в качестве почётного гостя на 15-ю ежегодную трапезу «мелаве малка» центрального благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка». Он вспомнил и субботнюю трапезу, которую провёл за нашим столом. Мы порадовались и растрогались, вспомнив это вместе.

После завершения молитвы к р. Шмуэлю выстроилась очередь просителей благословения. Я терпеливо подождал, и когда он освободился, спросил: «Расскажите, пожалуйста, о связи Вашего отца с Лаг ба-Омером». Я сам помнил, а также слышал много раз от моего отца, как великий каббалист, главный сефардский раввин Израиля рабби Мордехай Элияѓу приезжал в Лаг ба-Омер на Мерон, танцевал во дворе, молился у могилы и был весь погружён в мысли и возвышенные размышления.

— С тех пор как я себя помню, я видел, как мой отец каждый год поднимался на Мерон на Лаг ба-Омер. По пути он учил «Идру», раздел Зоѓара. Иногда он ехал в автобусе с другими людьми и в пути давал урок для пассажиров. Когда он приезжал к рабби Шимону бар Йохаю, он завершал изучение «Идры» и начинал радостный танец, и параллельно он благословлял людей. Есть множество рассказов о чудесах, связанных с отцом, но самые сильные истории — это те, что происходили после радости Лаг ба-Омера.

Один раз, когда мы были внутри комплекса, отец велел мне вслух произнести отрывок «Патах Элияѓу»…

Рав Шмуэль Элияѓу берет сефардский сидур и показывает мне, что отрывок из Зоѓара «Патах Элияѓу», который ашкеназы читают перед Минхой в канун Шабата — это сокращённая версия текста, который читают сефарды перед каждой Минхой в будни.

— Отец стоял рядом и слушал. Я дошёл до слов: «Встань, рабби Шимон, и пусть обновятся слова через тебя, ибо тебе дано разрешение раскрывать скрытые тайны, которых никому прежде не разрешалось открывать». И вдруг отец повернулся ко мне и с неописуемым волнением сказал: «Произнеси это громко, нужно говорить это, обращаясь прямо к рабби Шимону!» И я повторил слова с воодушевлением: «Встань, рабби Шимон…» И было ясно, что отец ощущает, будто он стоит прямо перед святым рабби Шимоном!

Взволнованный воспоминаниями, рав Шмуэль попрощался, пожелав доброго Шабата и горячо благословив евреев России.

  1. Разве Мерон – это город?

Среди улочек и закоулков иерусалимского квартала «Бейт Исраэль» живёт уникальный человек. Он владеет всеми аспектами как открытой, так и скрытой Торы, в его многочисленных книгах объединены Шулхан арух, Зоѓар и учение Аризаля, где ѓалаха и каббала соединяются в своём сияющем корне.

Много лет он ежедневно спешил в ешиву «Аншей маамад» в верхней части квартала, которую возглавляет. Ешива была основана праведником и мудрецом р. Матитьяѓу Дайчем. После полудня он садился в микроавтобус вместе с другими евреями и ехал в другой район Иерусалима к могиле Шимона Праведника, где на протяжении десятков лет он дает постоянный урок по ѓалахе. Это рабби Авраѓам Авиш Цайнвирт. Его ученики организовали для него собственную синагогу и распространяют его учение и многочисленные книги.

В прошлую пятницу, в Лаг ба-Омер, я встретил на Мероне его брата, р. Пинхаса Цайнвирта, с которым у меня связаны воспоминания о поездках и Шабатах на Мероне более чем сорокалетней давности. Тогда он организовывал группы паломников, особенно на Лаг ба-Омер, и каждый год проводил со своей семьей на Мероне несколько дней. Когда он услышал, что я собираюсь провести Шабат в этом святом месте, он сказал: «Я приглашаю тебя на субботние трапезы вместе с моим братом-каббалистом». Я обрадовался приглашению, ведь кроме прочего, он и его брат — двоюродные братья моей матери по обеим сторонам, отца и матери.

После того как мы завершили молитву у могилы, которая была переполнена евреями, радующимися великой возможности встретить святой Шабат сразу после Лаг ба-Омера в этом святом месте, мы собрались в строении, которое ещё не было полностью завершено. В центре находился помост с накрытым столом и креслом для каббалиста рава Авиша. Он был одет в белую одежду — иерусалимский кафтан, который, как известно, состоит из 26 частей по числу гематрии Имени Всевышнего. С помощью габая он поднялся на помост. Сначала он один раз обошёл стол, затем взял в руку ветку мирта, благословил, понюхал и с ней сделал ещё два круга. Этот обычай я видел впервые в жизни.

После того как рав Авиш поел немного рыбы, он начал говорить слова, оживляющие душу. Он объяснил великую ценность Шабата, который наступает сразу после праздника, ведь свет и святость праздника продолжаются в Шабат. Он процитировал из книги «Шаар ѓа-каванот», а также из «При эц Хаим», где каббалист рабби Хаим Виталь пишет о поездке своего учителя Аризаля на Мерон. «Обычай, принятый в Израиле — подниматься в Лаг ба-Омер на могилы рабби Шимона бар Йохая и его сына рабби Элазара, которые похоронены, как известно, в городе Мерон».

Рав Авиш спросил: почему он называет Мерон городом, ведь даже сейчас это всего лишь деревня, не говоря уже о времени Аризаля? И он ответил с помощью стиха из главы Берешит: «До великой реки, реки Евфрат». Почему Евфрат назван «великой рекой», хотя по сравнению с другими реками, упомянутыми в том отрывке, он мал? Раши объясняет: «Поскольку река Ефврат является границей Страны Израиля, ее называют великой. Народная пословица гласит: слуга царя — сам как царь». Так и здесь — благодаря тому, что в Мероне похоронен рабби Шимон, можно называть Мерон «городом».

Далее рав Авиш задал вопрос: почему рабби Акива пожертвовал собой ради изучения Торы, если самопожертвование требуется по ѓалахе только по трём другим причинам? Ответа я, к сожалению, не запомнил — усталость от бессонной ночи Лаг ба-Омера дала о себе знать, и я немного задремал, проснувшись, когда габай объявил о молитве шахарит в 4:30 утра.

Я не встал в такой ранний час, а молился в обычном миньяне ХАБАДа в пещере рабби Элазара, который постоянно организует посланник на Мероне рав Ѓальперин. Но я вспомнил, как в юности, после субботнего ужина на Мероне, когда мы ложились спать, я видел рава Авиша, стоящего с маленьким томом Талмуда у лампы и учившегося с воодушевлением, готовясь к утренней молитве с рассветом, как он поступает всегда.

  1. «Что было с моим дедом, то стало и со мной»

Во время моего визита в Святую Землю я с радостью встретился с моим братом Матитьяѓу, чтобы поздравить его с рождением сына и с введением его в завет Авраѓама. Обрезание провёл праведный каббалист рабби Яаков Адес, наш родственник и давний друг моего брата Матитьяѓу. После обрезания брат рассказал мне вот что.

— Примерно две недели назад мы с семьёй отправились в короткую поездку по Галилее. Вечером мы приехали в город Цфат и зашли на вечернюю молитву в синагогу хасидов Лелова. После молитвы я подошёл к адмору из Лелова и попросил у него благословение на лёгкие роды для моей жены. Он благословил меня с радостью.

В понедельник вечером я встретил габая адмора и попросил его передать своему раву, что моя жена, слава Б-гу, сегодня родила сына. Однако габай забыл сообщить об этом адмору. Этот габай постоянно учит Тору с адмором, и на следующий день, во вторник, после завершения учёбы, адмор внезапно стал рассказывать ему:

«Однажды в пятницу вечером, в Шабат глав Тазриа-Мецора, мой дедушка, адмор Моше Мордехай из Лелова, сказал за субботним столом: Написано в главе Тазриа: «Если будет у человека цараат — он должен быть приведён к коѓену», а в начале главы Мецора сказано: «Вот закон мецора: в день его очищения он должен быть приведён к коѓену». И объяснил мой дедушка: коѓен здесь символизирует праведника. Обычно человек приходит к праведнику, только когда у него «цараат», то есть когда ему нужна помощь. Но нельзя забывать приходить к праведнику и «в день его очищения» — то есть когда он уже обрел спасение.

И тут мой дедушка, рабби Моше Мордехай, вздохнул и сказал: «Почему люди не приходят рассказать мне, когда обрели спасение, а приходят только тогда, когда у них беда?»

После этих слов, которые сказал рабби Моше Мордехай, один из хасидов, р. Йом Тов Красянский, воскликнул: он только что вспомнил, что некий молодой человек попросил его в пятницу вечером перед Шабатом передать ребе, что его жена сегодня родила мальчика. Но, так как он был очень занят подготовкой к «шалом захар» и другими хлопотами, он не успеет сам прийти к ребе, и потому попросил передать эту радостную весть. А я, — сказал р. Красянский, — совершенно забыл сообщить это ребе, и только сейчас, когда ребе сказал свое толкование, я вспомнил!»

Адмор из Лелова закончил рассказ. И габай, учивший с ним Тору, схватился за голову и вскричал: «Ведь со мной произошло ровно то же самое! Ведь рав Матитьяѓу Дайч попросил меня передать ребе, что слава Б-гу, у него родился сын — и я забыл сказать ребе!»

Адмор рассмеялся, услышав это, и сказал: «Поступки отцов — знак для детей. То, что случилось с моим дедушкой, случилось и со мной!»

Мы знаем, что Любавичский Ребе всегда просил, чтобы ему сообщали хорошие новости, особенно после того, как ему посылали просьбу о молитве по поводу какой-либо трудности. Это наша обязанность — жить с чувством благодарности перед Всевышним. И нужно хранить это чувство благодарности в каждом шаге, в каждом месте и в каждом деле.

Фото недели: Победа – это вы

— В прошлый раз я был в этом зале 32 года назад, и это был праздник Суккот. По окончании мероприятия я приехал домой, и начался шквал телефонных звонков со всего мира… — Так сказал мне Главный раввин России р. Берл Лазар. Он имел в виду события 4 октября 1993 года в Москве, «войну президента Ельцина с парламентом», в которой погибло 187 человек. Тогда от весёлого празднования Суккот пришлось сразу перейти к обстановке гражданской войны в центре Москвы, к артиллерийскому обстрелу Верховного Совета, кризису 90-х и другим печальным событиям.

В этот понедельник празднование Дня Победы, организованное «Джойнтом», состоялось в том же зале «Центрального дома культуры железнодорожников», что и празднование Суккот 32 года назад. К счастью, нынешние обстоятельства совершенно другие. В начале празднования р. Лазара пригласили выступить перед сотнями собравшихся. Среди прочего он сказал:

«Мы празднуем День победы дважды: по гражданскому календарю 9 мая и по еврейскому календарю 26 ияра. Но День победы – это не только память об историческом событии, о том, как 80 лет назад Советская армия и союзники победили нацизм. День победы имеет значение и сегодня.

Чего добивались нацисты? Они хотели полностью уничтожить еврейский народ. Они хотели, чтобы евреи остались только в виде статьи в энциклопедии, в виде музейных экспонатов, а чтобы реального соблюдения Шабата и Песаха не было. Но их планы не осуществились благодаря Победе, и её результатами являетесь вы все, сидящие в этом зале. Да и я сам здесь нахожусь благодаря Победе. Мои родители были во время войны в Европе и чудесным образом спаслись.

А ещё один результат Победы – мы можем быть евреями с гордостью, не боясь и не стесняясь этого. Поэтому каждый из нас здесь – чудо Победы.

Но Победа – это ещё и обязанность помнить. У нас, евреев, есть много заповедей, связанных с памятью: «помни Шабат», «помни выход из Египта», «помни, что сделал тебе Амалек». А как мы выполняем эти заповеди? Посредством действия. Чтобы помнить, мы делаем нечто.

Ваша задача – помнить о Победе и передать эту память внукам и правнукам, чтобы они так же гордились своим еврейством, чтобы они помнили о связи с еврейским народом.

Когда вы вернётесь домой после сегодняшнего прекрасного вечера и концерта, подумайте: «что я могу сделать, чтобы память о Победе стала силой, стала действием?» Например, можно записать внуков и правнуков в еврейские летние лагеря, там они будут изучать иврит, еврейскую традицию, историю нашего народа. У меня есть много знакомых среди членов еврейской общины России, которые сделали первый шаг к еврейству именно в летнем лагере.

Можно записать внуков и правнуков в еврейскую школу. Можно прослушивать дома еврейскую музыку. Можно посетить Израиль, это недалеко, не нужна виза и есть прямые рейсы. Ведь существование государства Израиль – это тоже следствие Победы.

Подумайте о том, что вы можете сделать для сохранения еврейства. И тогда память о Победе приблизит нас к приходу Машиаха».

Гут шабес, ходеш тов

Шие