Моменты недели – глава Беѓаалотха

Два свитка Торы вместо одного / Принятие ига Царства Небесного / Уважение, выраженное р. Лазару знатоком Торы / Вспомните покойных!

  1. В двойном размере

Р. Мордехай Вайсберг, директор еврейской общины «Марьина Роща», завершил еженедельное совещание словами: «Я на этой неделе лечу в США — на праздник моего сына Менди».

Около трёх лет назад р. Авраѓам Гольцберг, раввин района Джорджтаун в Бруклине, попросил своего молодого зятя р. Менди Вайсберга – сына р. Мордехая – переехать в соседний район Борген-Бич, где проживает много русскоязычных евреев, и начать работу среди них: организовать уроки Торы и миньяны. Молодая пара переехала, и р. Гольцберг сопровождает их деятельность на каждом этапе.

Молодой шалиах вырос в Москве, и после переезда он начал использовать своё знание русского языка для работы среди русскоязычных евреев в своём районе. Вскоре нашлось постоянное место для еврейского центра. Но вот свитка Торы — для чтения в миньяне — у него не было. Менди обратился в благотворительный фонд, существующий в США специально для таких нужд: выдача свитков Торы в аренду новым еврейским общинам. Свиток выдали, но лишь на один год.

В первую же неделю после открытия нового Бейт-Хабада к нему обратилась еврейка, жительница Борген-Бич: она хочет провести церемонию отделения халы в память о родственнике. Реб Менди с радостью предоставил место и всё необходимое. Женщина поблагодарила его и поделилась, что во время церемонии у неё возникло желание написать свиток Торы в память родственника. Она начала кампанию по сбору средств среди друзей и родственников и пообещала, что по завершении пожертвует свиток этому Бейт-Хабаду. Реб Менди, растроганный, поблагодарил её, но после нескольких уточняющих вопросов понял, что сбор средств может занять годы.

Менди Вайсберг, как и его отец, не ждёт, пока закончатся сроки или пока появятся ресурсы. Во время поездки к на Оѓель, чтобы вместе с супругой с женой помолиться и отчитаться о проделанной работе, он добавил просьбу о благословении на свиток Торы для своей общины, где миньян уже стал регулярным. И только Менди закончил молитву — телефонный звонок. «Меня зовут Мики. Мне позвонила моя двоюродная сестра — она собирает деньги на свиток Торы для Бейт-Хабада в Борген-Бич. Но я подумал: а зачем быть только партнёром в её свитке? Я хочу пожертвовать дополнительно и свой собственный свиток Торы!»

Пока реб Менди ещё переваривает случившееся — такое неожиданное проявление Б-жественного провидения — ему звонит сама эта женщина и говорит: «Мой двоюродный брат покроет оставшуюся часть суммы. Закажите свиток Торы и всё необходимое — я сразу переведу деньги». Реб Менди тепло поблагодарил её и поинтересовался: «А можно устроить двойную церемонию — в одном мероприятии внести два свитка Торы? Ведь ваш двоюродный брат дополнительно пожертвует и свой собственный свиток!»

Радость женщины не знала границ.

Мазл тов, рав Мордехай Вайсберг!

Мазл тов, община Борген-Бич!

В это воскресенье, с Б-жьей помощью, два свитка Торы будут внесены с большой честью и славой в синагогу, которая станет новым этапом в деятельности Хабада среди русскоязычных евреев района.

  1. Читайте Шма вовремя

Много лет назад один гость, приехавший в Москву на короткое время из Иерусалима, побудил меня к действию. Он обратил моё внимание на то, что следует публиковать время окончания Криат Шма и время окончания чтения Шмоне-эсре здесь, в Москве — как это принято во многих еврейских общинах по всему миру.

Поскольку незадолго до этого у меня уже возникла идея распространять расписание начала и окончания Шабата и праздников в рамках выпуска новостей «Еврейское время Москвы» — в рамках моей деятельности как габая Центральной синагоги, — я присоединил и эту идею к проекту. С тех пор каждый месяц на разных платформах публикуются эти времена, вместе с расписанием молитв в Центральной синагоге и другими сезонными публикациями.

Что такое окончание времени Криат Шма? Согласно ѓалахе, утреннее Шма нужно читать до конца третьего «временного часа» дня. «Временной час» — это одна двенадцатая часть светового дня. Зимой он меньше шестидесяти минут, летом – больше шестидесяти минут. Евреи России следуют мнению Алтер Ребе и Виленского Гаона, согласно которому световой день начинается с восходом солнца (ѓенец ѓа-хама) и заканчивается с закатом, этот промежуток времени делится на двенадцать – и получаем длительность «временного часа» в минутах.

К сожалению, многие до сих пор не осознают, насколько важно читать Криат Шма вовремя. А ведь это заповедь, основа которой — из Торы, как сказано: «И говори их… когда ложишься и когда встаёшь». Вот картина, которую я видел каждое утро в детстве: мой отец стоит у окна, мелодично произносит утренние благословения, а сразу после — читает Криат Шма.

Несколько дней назад один уважаемый еврей обратил моё внимание, что в летний период ежемесячная публикация уже недостаточна. Ведь восход солнца сейчас примерно в 3:30 утра, и, как следствие, время окончания Криат Шма наступает очень рано — около 8:00 утра. Нужно проснуться, прочитать утренние благословения и Шма до этого времени! В тех случаях, когда общественная молитва происходит по отношению к этому времени поздно, каждый должен самостоятельно прочитать Криат Шма до молитвы – все три отрывка. А по хабадскому обычаю, в конце добавляют слова «Я Б-г ваш, Я Б-г ваш, Истина» — чтобы довести общее количество слов до 248 (по числу органов тела).

И вот я обратился к своему брату Йоси, который оформляет объявления для нужд нашей общины, с просьбой подготовить несколько вариантов для новой кампании: еженедельная публикация с указанием времени, до которого можно читать Криат Шма на этой неделе. Я очень надеюсь, что это приведёт к пробуждению осознанности об этой важной заповеди.

У меня также возникла идея добавлять короткий текст на иврите и на русском о важности своевременного чтения утреннего Криат Шма. Вот один из отрывков, который я нашёл и собираюсь включить в публикацию, начиная с ближайшего воскресенья.

*

В Зоѓаре рассказывается, что когда рав Йеѓуда и рав Йоси пришли к Янука, тот не захотел приблизиться к ним, так как почувствовал по запаху их одежд, что они не прочли Криат Шма вовремя, а тот, кто не говорит Криат Шма вовремя, отлучен Небесами. Когда они это услышали, они благословили его и объяснили, что не сказали Криат Шма, потому что были заняты заботами о женихе и невесте — а тот, кто занят исполнением заповеди, освобождён от другой заповеди.

Но возникает вопрос: раз они были освобождены от заповеди – как Янука почувствовал по запаху их одежд, что они не прочли Криат Шма?

Объяснение таково: хотя они действительно были освобождены от заповеди Криат Шма, но не достигли общего принятия ига царства небесного, ведь это происходит только через Криат Шма – поскольку оно является всеобъемлющей заповедью, подобно тшуве.

(Алтер Ребе. Сефер ѓа-маамарим 5562 г.)

  1. Уважение раввина к раввину

Получилось так, что я стал «письмоносцем», передающим послания туда и обратно. Переписка началась после того, как Главный раввин России р. Берл Лазар поручил мне в Пурим отправить «мишлоах манот» всем адморам, главам ешив и выдающимся раввинам, которые участвовали в праздничной трапезе «семи благословений» в Иерусалиме по случаю свадьбы его дочери. Каждый получил «мишлоах манот» с письмом и книгой «Шалах лахмеха», написанной р. Лазаром, — в знак признательности и благодарности за участие в празднике.

Один из этих раввинов — иерусалимец р. Хаим Либерман, который много лет назад открыл для себя великий свет Ребе, стал глубоко изучать хасидизм и учение Ребе и делиться своими знаниями с учениками. Он также получил книгу р. Лазара и, после глубокого изучения, изложил свои замечания и комментарии, написав их мелким почерком. После Песаха р. Либерман передал свои замечания сыну Эли, чтобы тот переправил их р. Лазару. Рав Лазар написал глубокий ответ, и я передал его р. Либерману. На этой неделе рав Либерман прислал ответ:

«…Шалом и благословение с глубокой любовью и верностью. Настоящим шлю вам сердечный привет и желаю, чтобы вы удостоились увеличения и возвышения Торы и хасидизма в винограднике Дома Израиля — народа Всевышнего, Его близких — на Святой земле и в диаспоре, во славу, похвалу и красоту, в телесном и духовном здравии, и чтобы удостоились видеть великую святость и радость от всех ваших детей, учеников и последователей — с глубокой радостью и Б-жьим ликованием, с мощью и силой на долгие и добрые годы. Амен, да будет так.

Моё сердце наполнилось радостью, когда я получил ваш ответ. У меня и мысли не было утруждать вас ответом на моё письмо и отвлекать ваше доброе сердце от множества забот и святой работы, лежащей на ваших плечах. Прошу прощения за беспокойство и за то драгоценное время, которое вы отвлекли от своих дел и посвятили мне.

Однако не могу скрыть великую радость и наслаждение, которую я испытал, прочитав ваши слова, такие ценные, точные, исполненные мудрости и глубины. И с того момента моя любовь к вам только усилилась, «подобно тому, как вода отражает лицо», как сказано в Тании, глава 46…»

Далее в письме р. Либермана следует обсуждение: глубокие объяснения по каббале и хасидизму, как продолжение к сказанному в книге в и письме-ответе рава Лазара. Всё написано от руки. Ниже — завершение письма, которое я переписал полностью:

«…Завершаю письмо благословением в духе начала: Да удостоитесь вы возвеличивать и возвышать Тору, увеличивать усилия в распространении Торы и её величия, приближать души Израиля к их Небесному Отцу. Да удостоитесь вы нахеса от всех ваших детей и учеников. Да продлит Всевышний ваши дни, чтобы продолжать раскрывать Б-жественное присутствие в мире, освящать Имя Всевышнего через умножение света душ святого Израиля, уподобленных свечам, как сказано: „Свеча Господня — душа человека“, по объяснению Алтер Ребе в Тании, глава 19, и как сказано в первом маамаре его же книги «Ликутей Тора“ на главу „Беѓаалотха“: свечи — это души, как сказано „Свеча Господня — душа человека“, а весь народ Израиля называется менорой. И в других маамарах на главу „Беѓаалотха“ объясняется идея свечей как намёк на души Израиля. Да удостоитесь вы увидеть добрые плоды своего труда, благодаря силе пославшего вас — нашего великого Ребе, благословенной памяти.

С благословением от всей души, с глубокой любовью и искренним уважением,

Хаим Либерман

из святого города Иерусалима, да будет он отстроен и восстановлен».

Фото недели: Истинное милосердие

Письма р. Хаима Либермана я получил через его сына, р. Тувию Либермана, который сфотографировал письма своего отца (тот пишет от руки) и прислал мне по электронной почте. В ходе переписки выяснилось, что он – редактор газеты «Ѓа-эда», представляющей иерусалимскую общину «Эда харедит» (всем известен знак их строгого кашрута). Р. Тувия прислал мне несколько выпусков газеты, в которых помещены новости общины, сообщения отдела кашрута, отчёты о протестах против раскопок могил в Земле Израиля и другое.

В одном из выпусков газеты я прочёл поразительную историю. Один еврей, утративший жену и шестерых детей в Холокосте, после войны репатриировался в Страну Израиля и поселился в Беэр-Шеве. Он так и не создал новую семью, и позже пожертвовал свой дом местной ешиве. После его смерти его племянник взял на себя обязательство вспоминать его каждый раз при чтении молитвы «Изкор». Он делал так много лет, однако в последний Песах, около двух месяцев назад, он был вынужден срочно ехать в больницу сопровождать своего зятя. Перед «Изкор» он понял, что забыл листок с именем дяди и именем его отца, и очень огорчился, что не сможет, как обычно, помянуть его.

Месяц назад этот племянник поехал в США, чтобы собирать деньги на лечение своего зятя и на помощь его семье. Там он встретил человека, который как раз искал информацию об одиноком еврее, скончавшемся много лет назад в Беэр-Шеве, по имени так-то и так-то – о его дяде. Гость из Израиля удивился: почему вам нужна эта информация? И американский еврей рассказал:

— Мой тесть ребёнком жил в Беэр-Шеве. Он и его друзья знали этого пережившего Холокост человека — он казался им странным, изломанным судьбой, и, как это бывает у детей, они иногда насмехались над его поведением.

В последнюю ночь Песаха ему приснился сон. Во сне к нему явился человек из Беэр-Шевы и сказал, что до сих пор не простил его за былые насмешки. И если он хочет это исправить — пусть назовёт его имя в молитве “Изкор” на следующий день. Во сне он также назвал своё имя и имя своего отца. Мой тесть запомнил имена. Утром он, конечно, раскаялся в своем детском поведении и помянул человека из Беэр-Шевы в синагоге.

*

Р. Тувия Либерман закончил свой рассказ так:

«Эту историю на прошлой неделе прочёл один мой знакомый и решил на следующий же день отправиться на кладбище к могиле своего дяди — брата своей матери, умершего бездетным. И когда он встал у надгробия и прочёл дату, он потрясённо осознал: это именно день йорцайта покойного!»

А мы в Центре социального обеспечения «Шаарей Цедек» провели на этой неделе важный проект: уборка могил одиноких и забытых евреев. Так мы делаем каждый год. Наши волонтёры, в основном пожилые мужчины и женщины, получили мешки для мусора, ножницы, перчатки, щётки, и в течение нескольких часов они приводили в порядок могилы на двух еврейских кладбищах Москвы — с верой и молитвой, что покойные заступятся за нас, и мы удостоимся вечного спасения.

В книге «Маавар Йабок» говорится:

«Мёртвым доставляет удовольствие, когда их дети и любимые приходят к их могилам и молятся за их души — это приносит им благо в том мире… А в праздники принято устраивать поминовение душ и давать пожертвования».

Любое действие, даже самое малое, сделанное во благо души, находящейся в лучшем мире, высоко ценится в Небесах, и души жаждут этого.

Гут шабес!

Шие