Моменты недели – глава Бо

Забота порождает заботу / Мудрый сердцем возьмет заповеди / Четыре завета еврейской бабушки / А мир молчит

1 Пусти хлеб свой по водам, и он к тебе вернется

В прошлый четверг я получил сообщение от друга, бизнесмена, находящегося в очень далёкой стране. Как хороший еврей, он нашёл там Бейт Хабад, зашёл туда помолиться и поесть кошерной еды. Местный шалиах встретил его, и они разговорились. Мой друг, много видевший в жизни, научился понимать души других людей, и несмотря на короткое знакомство, почувствовал, что что-то тяготит душу шалиаха. Ему удалось побудить собеседника исполнить слова мудрецов: «Если есть тревога в сердце человека, пусть расскажет о ней».

И вот что рассказал шалиах: «У нас есть сын, которого мы вынуждены были отправить учиться туда, где есть подходящее еврейское учебное заведение. Вот уже много дней мы с женой чувствуем, что ему тяжело! Может быть, это тоска по дому, или большая учебная нагрузка, или что-то другое. Это не даёт нам покоя. Конечно, мы разговариваем с ним каждый день, иногда по несколько раз, но тяжёлое чувство не покидает нас, и я не знаю, что делать…»

«Куда вы его отправили учиться?» — спросил мой друг, будучи уверенным, что речь идёт о США или каком-то европейском городе, и был удивлён, услышав «В Москву». «Я посмотрю, что я смогу для вас сделать».

Быстро просмотрев контакты в телефоне, герой нашей истории вспомнил обо мне и попросил: «Не могли бы вы организовать посылку со вкусностями и позаботиться, чтобы она дошла до этого мальчика ещё до Шабата; я, конечно, оплачу всё». В Москве был уже поздний час. Я согласился, но с условием: чтобы отец написал несколько слов, которые я приложу к посылке.

Утром меня уже ждало сообщение с текстом, написанным отцом — письмо любящего и заботливого родителя. Я сел за компьютер, выбрал красивый подходящий бланк и напечатал на нём эти слова. В коротких предложениях отец выражает свою признательность ребёнку, уехавшему так далеко учить Тору, показывает, что понимает все трудности и испытания, рассказывает, как сильно любит его, и заканчивает тёплыми благословениями еврейского отца, верного хасида и преданного шалиаха, стоящего на своем посту распространения еврейства.

Я распечатал письмо, купил разных вкусностей (которые я оплатил из своих средств) и отправил мальчику, чтобы он получил всё до Шабата. При этом я сфотографировал посылку и письмо и отправил своему другу, который удостоил меня этой заповеди. До вечера вторника я не вспоминал об этой истории, пока один из моих сыновей, который в этом году поступил учиться в старшую ешиву в Святой Земле, позвонил мне и рассказал: «Ко мне подошёл преподаватель младшей ешивы здесь и передал большую посылку, полную всяких вкусностей. Он рассказал, что мы дальние родственники и что он пришёл по поручению своей матери, которая, услышав, что я учусь здесь в ешиве, купила всё это и попросила сына передать мне».

Я был так рад узнать, что многим людям в еврейском мире приходят в голову похожие мысли о том, как позаботиться о тех, кому одиноко!

2 Ищите заповеди

Несколько недель назад ко мне обратился один человек. Он прочитал в газете или на каком-то сайте о том, что в России умер еврей и было приложено много усилий, чтобы похоронить его в еврейской могиле, несмотря на сопротивление его семьи, которая – да не будет того вовеки! — хотела кремировать его и захоронить прах в урне на нееврейском кладбище. К сожалению, таких случаев много.

«Не могли бы вы написать мне его полное имя и дату смерти», — написал мне тот человек. Я начал поиски, чтобы понять, о каком конкретном случае он говорит, в каком городе и когда это произошло, искал долго и в итоге нашёл.

Об этом случае я вспомнил на этой неделе, изучая нашу недельную главу «Бо»: «И взял Моше из Египта кости Йосефа». Талмуд в трактате Сота говорит: «Посмотри, как дороги были заповеди для Моше! Пока весь Израиль искал в Египте золотые и серебряные вещи, он искал тело Йосефа. Так сказано: «мудрый сердцем возьмёт заповеди» (Мишлей, 10:8)».

В книге «Тнувот Йеѓуда» задают вопрос: но разве этот поступок свидетельствует о «мудрости сердца»? Ведь он свидетельствует о благочестии, о Б-гобоязненности. Моше заботился о посмертной судьбе Йосефа. Но где же здесь мудрость сердца? А в «Ялкут ѓа-Гершуни» я нашел объяснение, в чём заключалась эта мудрость. Как сказано в трактате Авот: «Кто мудр? Тот, кто понимает будущее». Ведь сказали мудрецы в трактате Авот: «В час смерти человека не сопровождают его ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни и жемчуга, а только Тора и добрые дела».

Моше понимал будущее. Мы говорим в молитве Мусаф в Рош ѓа-шана и Йом кипур: «Человек — основа его из праха и конец его в прахе». И Моше понимал, что ему нужно запастись заповедями, которые будут сопровождать его при уходе в мир истины. Вот поэтому он назван мудрым, поэтому «мудрый сердцем возьмёт заповеди».

Помню, как в давние времена, во время субботней трапезы мой отец цитировал этот мидраш из Талмуда. Он объяснял: уникальность Моше-рабейну была в том, что он искал и находил заповеди, на которые люди не обращают внимания. «Мудрые сердцем» умеют использовать возможность, которая иногда бывает единственной, быстрой и короткой — и исполнить заповедь.

Возвращаясь к началу. «Почему вам так хочется получить эту информацию?» — спросил я человека, который несколько раз обращался ко мне из США, чтобы узнать, нашёл ли я сведения о том одиноком похороненном еврее. И он ответил: «Я собираю имена одиноких евреев, умерших по всему миру, я отмечаю их йорцайт, говорю по ним в те дни Кадиш, учу Мишну и зажигаю поминальную свечу. У меня есть несколько сотен таких имён». Вот «мудрый сердцем» человек!

3 Рассказывайте детям о бабушках

Иногда я думаю: а зачем я пишу о моих предках? Какое дело читателю до какого-то прадедушки или до того, что случилось с какой-то бабушкой два поколения назад? Давай современные, актуальные и увлекательные истории, а если нет ничего свежего, лучше промолчи. Или нет?

Мы удостоились принимать в нашем доме в прошедший Шабат моего друга, раввина Казани, шалиаха рава Ицхака Горелика с супругой. Они возвращались из Новосибирска, с праздника их родственника, раввина города, шалиаха рава Шнеура Залмана Закласа, их путь проходил через Москву, но рейс задержался. Когда они увидели, что приземление в Казани опасно близко к началу Шабата, они решили отложить рейс и остаться на Шабат в Москве.

За трапезой в вечер Шабата мы говорили о сказанном в «Ѓайом йом» 22 тевета: каждый день нужно заботиться о воспитании детей. Рав Горелик процитировал книгу «Ѓайом йом ѓа-мевоар», которую я всем вам рекомендую. Вы же знаете, что «Ѓайом йом» очень краток, а эта книга более подробно объясняет его краткие высказывания:

«Мой отец и учитель (Ребе Рашаб) сказал в Симхат Тора 5661 (1900) года следующее: Как еврей обязан каждый день накладывать тфилин, так он обязан выделять каждый день время, чтобы говорить со своими сыновьями и дочерьми, со своими домочадцами, наставлять их и интересоваться их духовным состоянием. Наставление — это обязанность сердца. А наша память — это сокровищница, и если только вспомнить то, что мы видели в доме своих родителей в детстве и юности, об их делах, об их Б-гобоязненности и любви к евреям, если рассказать это домочадцам в том стиле, который они усвоят – это несомненно принесёт огромную пользу!»

И когда я услышал эти слова, обрадовался. Действительно, я правильно делаю, что пишу и документирую, рассказываю и передаю то, что удостоился, по милости Небес, видеть и слышать от своих родственников. Особенно подходят эти слова для меня, потому что в начале недели мы отметили год со дня кончины нашей бабушки, Сары Малки Дайч. Семья собралась вместе, чтобы завершить изучение трактатов Мишны, которые внуки изучали ради вознесения ее души. Я не мог быть там, но душой я был с ними, слушая трансляцию, которая передавалась всем членам семьи Дайч по всему миру.

Мои братья подготовили презентацию о родословной бабушки и о её достоинствах: «Её уста были закрыты для всякого негативного разговора, она говорила о Торе и благих делах. Она выделялась скромностью и душевной деликатностью, вежливостью и благородством. Всегда старалась она не утруждать окружающих, довольствовалась малым, а другим людям давала полными горстями – и блага, и добрые советы».

Во время одного из моих визитов к ней в Лондоне я попросил у неё «секрет жизни», и вот что бабушка написала мне:

Я не обязана знать всё.

Ничто не «обязано произойти».

Я не обязана быть права.

Ничего мне не «положено».

Вдумайтесь в эти слова, апогей скромности. Да будет её душа завязана в узел жизни и да встанет она вскоре в конце дней!

Фото недели: Восемьдесят лет

Ровно восемьдесят лет назад, зимой 1945 года, командир батальона Анатолий Шапиро освободил нацистский концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау — крупнейшую фабрику смерти во всей истории человечества. В нём были убиты более четырёх миллионов человек, да отомстит Господь за их кровь, большинство из них евреи. 27 января 1945 года солдаты освободили оставшихся в живых узников. Именно эта дата выбрана для Международного дня памяти о Холокосте.

На этой неделе вместе с десятками послов, общественных деятелей и многочисленных журналистов я слушал выступление Главного раввина России, р. Берла Лазара, который открыл церемонию трогательной речью и поделился историей Холокоста своей семьи:

«Моя мама родилась в Венгрии в 1941 году. Венгрия была ближайшим союзником нацистов, почти все венгерские евреи были отправлены в концлагеря и убиты. А моя мама была спасена только потому, что нашлись люди, которые, рискуя собственной жизнью, спасали евреев…

…Как говорил наш Ребе: «Ключом к любой морали, к любому достоинству, ключом к миру и сосуществованию является вера и любовь к Б-гу Вс-вышнему, Который видит все наши дела и слышит все наши слова. Человеческая жизнь это драгоценный дар от Творца, и долг человечества строго ее охранять»…

Да, с тех страшных дней, когда работал нацистский «конвейер смерти», прошло уже больше восьмидесяти лет. Практически не осталось тех, кто сам пережил трагедию Холокоста. Но мы – поколения их детей, их внуков и правнуков – будем всегда помнить и говорить об этом: говорить дома, в школах, на улице. Мы будем и впредь гордиться нашей связью с Б-гом, будем устанавливать мезузы над дверями каждого еврейского дома. Будем уважать другие народы и делать все, чтобы жить с ними в мире. Но в то же время — продолжать борьбу с наследниками Гитлера. Не отступать, не опускать руки. Не давать покоя не только тем, кто замышляет устроить новый Холокост в двадцать первом веке, но и тем, кто призывает к «компромиссу» с погромщиками. Только так цивилизованный мир может сделать повторение Холокоста реально невозможным».

Это было в начале недели, на мероприятии, которое проводится ежегодно в комплексе памяти в Еврейском музее Москвы в Марьиной Роще. Но мои мысли унеслись на расстояние тысяч километров — в Страну Израиля, США и другие далёкие места, где жили евреи.

В приложении «Общины» религиозной газеты «Ѓа-мевасер» публикуются ради исторической памяти заметки восьмидесятилетней давности. Главные заголовки каждую неделю рассказывают о различных политических вопросах того времени, о тогдашних новостях, а на последней странице, в маленькой рамке под заголовком «В скорбном изгнании» появляются некоторые подробности о том, что происходит в Польше, Венгрии, в Латвии, в Украине. Европа горит, каждый день убивают и сжигают сотни тысяч евреев, а ведь у многих из них есть родственники, спокойно сидящие в своих домах в Израиле или США и молчащие об этом!

Я вспомнил, что моя мама рассказывала мне, как после поимки Эйхмана (да сотрётся его имя) и суда над ним в общественном сознании в Израиле произошёл переворот. Когда выступили свидетели, когда с высокой трибуны стали рассказывать о происходившем в концлагерях, вдруг выяснилось, что большинство её подруг в школе — дочери отца или матери с ‘номером на руке’. До тех пор об этом не говорили, их родители стыдились того, что пережили ‘там’. Потому что в Израиле их презирали за то, что не сопротивлялись! А как может еврей, которого морили голодом и холодом, сопротивляться перед газовой камерой охранникам с автоматами и собаками – этот вопрос не задавался. «Мы тут воевали против семи арабских стран, а вы там позволяли себя убивать!»

Во время Холокоста мир молчал, не верил и не осознавал масштабы бедствия. И сегодня мир не осознаёт бедствия, которое терпит народ Израиля в Земле Израиля. Мир толкает к соглашениям с террористами, нас призывают выпускать на свободу убийц, осужденных на пожизненные сроки, а как усмирить бурю ненависти к евреям, бушующую за нашими границами – это никого не волнует. «На кого же нам надеяться? Только на Отца нашего небесного».

Гут шабес,