Моменты недели – глава Дварим-Хазон
Кашерная кухня привлекает кашерные продукты / Завершение 2711 листов / Как пробудить интерес / «Потому что я помню только хорошее»
- Кашерная кухня не пропадет
От Москвы до Астрахани чуть более двух часов полета.Там я еще не бывал, но чувствую себя в некотором роде соседом. Это потому, что во время каждого визита раввина Астрахани, шалиаха р. Исраэля Меламеда, в Москву, он садится для молитвы и учебы в центральной синагоге «Марьина Роща» рядом со мной и рассказывает мне о развитии общины. Чтобы понять подробности одного из его рассказа, я обратился к раввину Йосефу Ицхаку Айзенбаху, руководителю отдела кашрута в «Цеирей Хабад» (этот человек заслуживает отдельного рассказа):
«Несколько месяцев назад нам в Израиле позвонил новый репатриант из России. Он увидел нашу социальную рекламу о кашерной кухне и связался с нами, чтобы узнать, как это сделать. Как и в каждом таком телефонном разговоре (а мы получаем более 4 тысяч таких звонков каждый год), мы объяснили ему основное, и он попросил нас приехать к нему домой. Мы приехали, через час кухня была кошерной. Вот полки для мясной посуды, вот полки для молочной посуды, вот полка для посуды парве. Мы выполнили одно из указаний Ребе – сделали кашерную кухню…»
Я прерываю р. Айзенбаха и деликатно спрашиваю его: «Ведь семья на данный момент не покупает только кошерные продукты. Какая польза от всех ваших усилий, если через короткое время кухня снова может стать некошерной из-за купленных некошерных продуктов?» Рав Айзенбах улыбается, это слышно даже по телефону: «Один из раввинов выдвигал на встрече с Ребе тот же аргумент. Ребе ответил ему, что если сделать кухню в семье кошерной, семья будет стремиться покупать кошерную еду – чтобы работа не пропала.
Так вот, оказалось, что новый репатриант оставил в Астрахани свою большую квартиру, чтобы приезжать туда в отпуск. Этим летом он поехал туда с семьей, связался с шалиахом р. Исраэлем Меламедом и попросил его откашеровать кухню и в этом доме. И посмотрите, насколько Ребе был прав», — продолжает р. Айзенбах: «Он заказал через р. Меламеда десятки килограммов кошерного мяса для семьи и гостей!»
- Уменьшают? В радости!
В детстве мне задали загадку: «Какой день в году самый радостный, а какой день самый грустный?» Ответ может вас удивить: канун новомесячья адара – самый грустный день, а канун новомесячья менахем-ава – самый радостный. Дело вот в чем. Мудрецы говорят в Мишне: «С наступлением ава уменьшают в радости», так как начало месяца ав – это дни траура по разрушению Храма. Если воспринимать это указание по простому смыслу, то каждый день нужно уменьшать радость по сравнению с предыдущим днем. В Мишне не установлен крайний срок для этого указания. До каких же пор нужно уменьшать радость?
Гемара, комментируя Мишну, говорит: «Сказал рав Йеѓуда, сын рава Шмуэля бар Шилата, от имени Рава: как с наступлением ава уменьшают в радости – так с наступлением адара увеличивают в радости». Таким образом, последний день, когда можно быть грустным – это канун новомесячья адара, потому что на следующий день, с наступлением адара, каждый день нужно добавлять радость! И здесь тоже не приведен крайний срок. Получается, что мы увеличиваем радость до кануна новомесячья менахем-ава, когда, как мы уже сказали, нам заповедано уменьшать радость… Это, конечно, «ворт», но в каждой еврейской шутке есть доля правды.
Ребе однажды процитировал хасидское высказывание адмора из Мункача. Он интерпретировал слова Мишны «С наступлением ава уменьшают в радости» таким образом: «С наступлением ава уменьшают… что уменьшают? Месяц ав и всё, что с ним связано. Как уменьшают? В радости!» Поэтому Ребе предложил проводить каждый день из «девяти дней» начала менахем-ава завершения изучения трактатов Талмуда. А по поводу завершения изучения трактата Талмуда заповедано устраивать радостную трапезу. Так мы увеличиваем радость заповеди разрешенным образом, и это ускорит приход Избавления.
Во многих завершениях трактатов я участвовал, но завершение всего Вавилонского Талмуда, всех его 2711 листов – это большая заслуга и волнующее событие. И на этом празднике я присутствовал вчера вечером в доме моей сестры, которая вместе со своим мужем р. Давидом ѓа-коѓеном Кацем устроила праздник для их сына р. Авраѓама Баруха. Этот молодой человек в дополнение к программе ешивы самостоятельно изучил весь Талмуд целиком, и теперь в «девять дней» состоялся радостный праздник.
Вот что сказал мой отец и учитель на этом празднике:
Когда сын или дочь приносят в родительский дом диплом доктора наук, адвоката или врача, или другое свидетельство о почетном достижении, что делают родители? Хвалят их, рассказывают знакомым, какие талантливые и успешные у них дети. А когда молодой человек, только что создавший свою семью, завершил изучение всего Талмуда, что празднуют родители? Они не выставляют с гордостью напоказ достижение своего сына. Нет. Они воздают честь Торе, которая дороже жемчуга, золота и серебра. Они устраивают праздник в честь Торы, и цель его – поощрить всех усилить и укрепить изучение Торы, сделать ее изучение смыслом жизни!
- Еврейские рыбаки
Кому больше всего нужен отпуск? Ответ очевиден: тому, кто работает на самой утомительной работе. Если мы зададим этот вопрос встречным, большинство людей, вероятно, укажут на себя, ведь большинство людей уверены, что именно они работают больше всех и на самой тяжелой работе. Однако мое мнение твердо: самая утомительная работа – это работа педагога. Я знаю это по личному опыту и по разговорам с коллегами. Не зря же каникулы в образовательных учреждениях такие длинные. Не для детей они нужны, а для учителей, чтобы они восстановили силы, которые будут без остатка отдавать детям в следующем учебном году.
Однако в религиозных учебных заведениях летние каникулы минимальны. Они начнутся на следующей неделе — накануне 9 ава, и закончатся к началу месяца элул. Три недели. Педагоги хедеров и ешив нуждаются в отпуске и смене обстановки, им нужно набраться сил, но они знают и ценят свою святую роль – воспитывать следующее поколение, и поэтому довольствуются коротким отпуском.
Мой брат, работающий педагогическим координатором в нескольких хедерах и школах, рассказал мне на этой неделе, что несколько дней назад его пригласил директор большого хедера на юге Страны Израиля. Этот хедер на каникулах устроил день повышения квалификации: «Мы хотим подготовить себя к лучшему проведению уроков в следующем учебном году». Вместо того, чтобы думать об отпуске, экскурсиях, развлечениях и отдыхе, учителя ищут способы, как больше дать своим ученикам. «О чем же ты с ними говорил?» — спросил я брата.
«О потере интереса к учебе». И это касается не только старших классов, потеря интереса идет с младших классов. Что же делать? Есть английская поговорка: «Дай человеку рыбу — он будет сыт один день, дай ему удочку и научи его рыбачить — он будет сыт всю жизнь». Наша задача, задача педагогов – не только «кормить рыбой» учеников в классе, а сделать их заядлыми, увлеченными рыбаками. Давать навыки для учебы и обретения мудрости, а не просто передавать им знания.
Это, в сущности, понятно, но как превратить наши уроки из «рыбы» в «удочку»? Ответ тоже прост. Педагогу нельзя надеяться на то, что «текст вывезет». Перед каждым уроком, заранее, нужно подумать: как я вовлеку учеников в переживание изучаемого текста? Как я дам им понять, что написанное в древних книгах актуально для них, здесь и сейчас?
Ведь это очевидно: Тора – это Тора жизни, значит, она имеет отношение, касается нашей обычной жизни, всех ее аспектов. И почему бы это не показать? Зачем скрывать глубинную связь Торы и нашего «здесь и сейчас», не лучше ли ее обнажить и дать ученикам ощутить ее?
А что это означает? Любой текст, любая тема может сопровождаться связью с повседневностью, с актуалией, с еврейской историей, с нашими надеждами. Если ученик будет мысленно обходить вокруг храмового жертвенника, несущего искупление народу Израиля, он с удовольствием будет учить несколько глав книги Ваикра или трактата Звахим. Если ученик представит себе, что он сидит рядом с великим равом в бейт-дине талмудической эпохи, если он услышит шум спорящих мудрецов, доводы истцов и ответчиков, если он представит себе плащ, за который держатся двое, или посланца, идущего совершать кидушин, или хозяина земли, приведшего на суд арендатора… он и не заметит, как выучит целый лист гемары.
И это верно также для родителей, от которых в основном зависит воспитание детей. Вы сели с сыном или дочерью повторить материал? Сделайте так, чтобы эти минуты превратились в увлекательную экскурсию в мир, скрывающийся за страницами Торы!
Фото недели: Как быть бодрым в сто лет
Как и все, кто читает Пиркей Авот летними субботами, я пытаюсь вызвать в своем воображении людей, соответствующих описанию мишны: «В пять лет — к Писанию, в десять — к Мишне…», представляю себе «двадцатилетнего в возрасте силы», «пятидесятилетнего в возрасте мудрости» и так далее. Но столетнего я никогда себе не воображал, не думал, что такое возможно, пока не увидел его в прошлое воскресенье.
В пятницу 4 ияра 5683 (1923) года у еврейских родителей родился мальчик. Папа его – из Минска, где в юности он был кантором в одной из синагог, мама – из Польши. Оба переехали в Москву, увлеклись коммунистической идеологией и построили свою семью на принципах интернационализма, стерев все следы еврейской традиции. Итак, пришел в мир и начал расти Гарри Ножников.
С началом Великой отечественной войны студент Ножников ушел на фронт добровольцем. Он храбро сражался, многие друзья погибли на его глазах. Гарри стал офицером-связистом в пехоте и продвигался на запад до 8 мая 1945 года:
«Мы с группой оперативного штаба пересекли небольшую речку на границе с Германией. Едем в сторону Дрездена. Неожиданно на дороге нам встречается целая группа немецких солдат, но никто не стреляет. Наш старший офицер быстро выскакивает из автомобиля и сообщает им, что капитуляция уже подписана! Они, видимо, это знали… Мы въехали в Дрезден, и нас разместили во дворце для высшего нацистского руководства. Помню, погреб этого дворца: там в огромном количестве на полках стояли вина и коньяки. Но мы успели только поглазеть на это, потому что нам тут же дали приказ двигаться в Чехию. Ускоренным маршем мы двинулись туда и девятого мая въехали в Прагу, в которой немцев уже не было».
После войны Гарри работал в конструкторском бюро, а в 1990-е годы разрабатывал первые в России слуховые аппараты и до совсем недавнего времени руководил центром помощи слабослышащим. «А как вы удостоились такого долголетия и ясности ума?» — спросил я Гарри. Он улыбнулся, как будто этот вопрос ему задали не впервые: «Я оставляю себе только хорошие впечатления и радостные воспоминания, а всё остальное я стираю из памяти!»
В рамках визитов к пожилым людям, получающим помощь через программы социальной поддержки Центра социального обеспечения «Шаарей цедек», в прошлое воскресенье я пришел к Гарри — фронтовику, ученому, конструктору. Я принес пакет с кошерными продуктами и, разумеется, тфилин. Расспросив Гарри о его нуждах и о том, как он оценивает услуги «Шаарей цедек», я предложил ему надеть тфилин. Гарри обрадовался, встал и радостно наложил тфилин.
Гарри Ерофимовичу Ножникову сто один год, и он полон сил, каждый день гуляет возле дома, отвечает на электронные письма, ходит без палки и почти не надевает очки. Он удостоился долголетия и хорошего здоровья, и всё это благодаря оптимизму и радости.