Моменты недели – глава Хукат

«А чтоб молиться Б-гу, иду я в синагогу» / Дайте книгу Теѓилим / Рав Лазар 31 год назад / Еврейский туризм

  1. Миньян – это очень важно

По милости Небес в «Марьиной Роще» снова появляются новые лица — туристы или бизнесмены. Находясь в Москве, они приходят в синагогу помолиться с миньяном, поесть или купить кошерную еду в ресторанах, расположенных в этом здании. Почти как в лучшие времена, когда авиасообщение с заграницей было стабильным, и приезд гостей был привычным делом. Звуки молитвы и учёбы постоянно наполняли тогда помещение центральной синагоги «Марьина Роща».

Я помню, как после начала пандемии люди привыкли молиться в одиночку дома, и даже когда синагога открылась, не хотели изменить этой привычке. Как габай синагоги, я должен был искать способы, как вдохновить людей приходить в синагогу и молиться с миньяном, как постановлено в «Шулхан арух ѓа-Рав» Алтер Ребе: «Человек должен всегда стараться молиться в синагоге с общиной. И даже если может помолиться у себя дома в миньяне, всё равно — “в множестве народа — великолепие Царя”».

В отличие от обычной синагоги, скажем, в Израиле, у нас большинство молящихся не выросли в семьях, где отец трижды в день ходит в синагогу. И те, кто всё же вырос в семьях, где приучали к молитве в миньяне, несут особенно большую ответственность. Они должны быть примером еврейского поведения — приходить каждый день, трижды в день, без отговорок и пропусков, на установленную общую молитву.

В «Шулхан арух ѓа-Рав» сказано: «Общественная молитва, несмотря на то что это заповедь по постановлению мудрецов, — выше, чем заповедь Торы, поскольку ею освящается Имя Всевышнего публично. Для ее осуществления можно даже нарушить определенные предписывающие заповеди Торы!»

Я, выросший в ортодоксальной среде, умею ценить то, чем мы здесь обладаем — в синагоге под руководством Главного раввина России р. Берла Лазара. Просторная и чистая миква, доступная всегда; чай, кофе и легкое угощение в «Комнате Гриши» 24 часа в сутки; богатая и упорядоченная библиотека книг по Торе; большой молитвенный зал, содержащийся в порядке; и — что самое главное — много миньянов, начиная с раннего утра и почти до полуночи. Что еще нужно еврею?

В детстве я знал синагогу рядом с домом моих родителей. Ей не повезло, и люди предпочитали ходить в другие места. Тогда руководитель начал выплачивать нескольким евреям стипендию, чтобы тем самым обеспечить постоянный миньян. И действительно, это позволило закрепить его. Позже, когда к ним присоединились ещё люди, руководитель захотел прекратить выплаты. Он посоветовался с моим отцом, и тот сказал ему продолжать платить. Он послушался, и благодаря этому синагога продолжила функционировать без сбоев.

Этот пример стоял перед моими глазами, когда много лет назад я основал ранний миньян Шахарит в нашей синагоге. Я платил — и продолжаю платить — стипендию небольшой, но постоянной группе молящихся. И даже когда число молящихся выросло до тридцати или сорока, я не прекратил выплаты. Этот метод доказал свою эффективность в тяжелые периоды, о которых я упомянул выше. И с Б-жьей помощью, миньян продолжается стабильно каждый день. А есть у нас и другие миньяны, которые ведут постоянные люди, строго соблюдающие расписание.

«Основной источник пропитания — это благословение Всевышнего, хотя необходимо создать для него природный «сосуд». Поэтому нужно остерегаться, чтобы забота о заработке не шла за счёт молитвы с общиной и установленных времён для изучения Торы. Ведь невозможно придавать сосуду большее значение, чем благословению, которое является источником изобилия!» — так пишет Ребе Рашаб.

Информация хороша, когда ее распространяют. И я собрал высказывания мудрецов по этой важной и возвышенной теме, и вместе с моими коллегами, работающими в Центральной синагоге, мы начали кампанию, рассчитанную на несколько месяцев. Мы будем публиковать эти высказывания и распространять их в наших социальных сетях. Следите за публикациями. Когда вы организуете миньян в вашем районе проживания, это и вам пригодится!

  1. На все сто!

Нина Зевина пришла ко мне с двумя тростями, и по её голосу и движениям было заметно, сколько усилий это ей стоило. Я поспешил подать ей стул и предложил что-нибудь попить. В последнее время мы чаще всего встречаемся у неё дома. Мы с супругой навещаем её, чтобы поздравить с праздниками и послушать истории из жизни.

«Недавно я перенесла ещё одну операцию на глазах, — сказала она, переходя к сути своего прихода, — и всё же зрение у меня слабеет, и читать книги мне становится всё труднее». Она рассказала, что в будни пользуется планшетом, где может увеличивать текст. «Но для Шабата мне нужна настоящая книга с крупными буквами».

«Какая именно?» — спросил я. Она ответила: «Теѓилим, только на святом языке, не на русском!» — «Постараюсь принести до Шабата», — пообещал я ей и тут же начал думать, как можно ей помочь. Перед моими глазами стояли слова из известного изречения Ребе Цемах Цедека:

«Если бы вы знали силу псалмов и их воздействие в высших мирах, вы бы говорили их постоянно. Знайте: псалмы разрушают все преграды, поднимаются всё выше и выше без помех, предстают перед Владыкой мира и действуют с милосердием и добром».

Нина Зевина достигла преклонного возраста, приближающегося к ста годам, у себя дома каждый день молится по сидуру, слушает уроки Торы и читает Теѓилим. И старается найти такую книгу, из которой она сможет читать псалмы даже в Шабат. Это поразительно и трогательно.

Автор святой книги «Шней лухот ѓа-брит», мой далекий предок, пишет: «Кто стремится всей душой прилепиться к Всевышнему и воспевать Его — пусть прилепится к книге Теѓилим».

А святой Баал Шем Тов говорил, что с помощью чтения псалмов можно отменить обвинения Свыше. И на это можно найти намек в стихе: «Ми йемалель гвурот Ѓашем». Дословный перевод – «кто расскажет о силе Всевышнего», а иносказательный перевод тех же слов – «кто размелет в порошок (йемалель) суровые приговоры (гвурот) Всевышнего». Так вот, «кто же размелет в порошок суровые приговоры Всевышнего? Тот, кто возвещает всю хвалу Его!» (Теѓилим, 106:2)

В это воскресенье Нина Зевина была глубоко взволнована — ведь в Шабат ей удалось прочесть псалмы по книге с очень крупным шрифтом, которую я, с Б-жьей помощью, сумел найти и доставить к ней домой. Заслуга чтения Теѓилим Ниной Зевиной защищает нас и всех евреев Москвы!

  1. «Чтобы Ребе жил в нас»

«У тебя есть что-нибудь к 12 Тамуза? Я ищу иллюстративную фотографию, которая выражает победу еврейства в Советском Союзе» — с таким запросом обратился ко мне в начале недели рав Менахем Брод, редактор знаменитого бюллетеня «Сихат ѓа-шавуа». Я стал думать, что у меня есть под рукой. «Может быть, фото танца учеников ешивы на Красной площади?» — спросил р. Брод. Но этого я не нашёл.

Вдруг я вспомнил, что за час до того получил несколько фотографий учеников младшей ешивы, поехавших к Ребе на Гимел Тамуз. На одной из фотографий — ребята вместе с руководителями ешивы и основателем ешивы, Главным раввином России р. Берлом Лазаром на фоне здания 770. Под этим снимком рав Брод написал:

«Тогда и сейчас. В те годы режим закрывал ешивы; сегодня ешива в Москве процветает, а её лучшие ученики едут ко двору Ребе».

И подзаголовок:
«Есть те, кто объясняет, почему невозможно. А есть люди веры и мужества, которые не испугаются даже самых серьёзных трудностей и докажут, что можно преодолеть любые преграды».

Как раз вчера на канале «Любавич лебт» опубликовали видеозапись длительностью около десяти минут, снятую ровно 31 год назад рядом с местом упокоения Ребе. Говорит р. Берл Лазар. Молодой рав Берл Лазар, шалиах в России, который за день или два до этого экстренно прилетел из России в США. Три дня после трагического Гимел Тамуз 5754 (1994) года. Он говорит сквозь рыдания, с невыразимой болью и тоской по Ребе, делится мыслями о том, как передать учение и наследие Ребе следующим поколениям.

Наша редакция «Мевасер тов Москва» перевела текст на иврит, и вчера вечером я опубликовал видеозапись на различных онлайн-платформах. Потому что те слова, которые тогда произнёс рав Лазар —без подготовки, из глубины сокрушённого сердца, но с пылающей, несокрушимой верой — это настоящие слова, это корень и основа каждой еврейской души, а тем более шалиаха Ребе: вера в правоту своего пути. Приведу здесь начало его слов:

«Ни у кого из нас нет сомнения в том, что Ребе – с нами. Он не оставил нас одних, и мы должны продолжать делать то, что он нам велел. Когда я пришёл сюда, встал у места упокоения Ребе, я почувствовал: Ребе позаботится, чтобы я получил всё, что мне нужно. Как? Я не знаю. Но Ребе даст нам силы продолжать и делать то, что мы обязаны делать».

«Когда мы продолжаем выполнять то, что просил Ребе, когда мы по-настоящему стараемся идти по его пути — мы знаем, что удерживаем его рядом с нами, чтобы он жил в нас. Наша миссия — делать то, что сказал Ребе: распространять иудаизм, приближать евреев, помогать друг другу, и главное — подготовить мир к Избавлению. Это то, что Ребе сказал на последнем фарбренгене…»

«…Мои старшие дети успели увидеть Ребе всего несколько раз, а самый младший — даже ни разу. Но мы хасиды Ребе, они — хасиды Ребе, мы все — дети Ребе. И наша задача — научить их, прежде всего личным примером. Потому что слова и рассказы могут повлиять, но личный пример влияет больше всего…»

«…А главное — Ребе всегда призывал идти вперёд, делать больше, жить в радости, знать, что мы приближаем мир к Избавлению. И Ребе не оставит нас одних. Потому что, кроме него, нам не к кому обратиться. Я уверен, что Ребе найдёт способ продолжать вдохновлять нас, учить нас и давать нам ответы…»

«…Перед вылетом я написал Ребе, как принято, записку. Но я чувствовал, что это не просто обычный хасидский «пидьон нефеш», это личное обращение к Ребе. Я просил его продолжать давать нам силы делать то, что он просил у нас. Но я просил его исполнить и своё обещание — привести Машиаха и продолжать вести нас. Я просил за свою семью, за евреев Москвы, за всех евреев мира — чтобы Всевышний сжалился над нами и вывел нас из изгнания. Это — главное».

Фото недели: На природу!

И раз уж я упомянул фотографии с поездки учеников младшей ешивы к Ребе, вспомню и другие снимки, присланные мне с различных поездок, состоявшихся на этой и прошлой неделе. Уже около трёх лет в России развивается в основном внутренний туризм, и её жители открывают для себя красоту природы и величие творения на её просторах. А ученики еврейских учебных заведений сочетают отдых на природе с путешествиями по значимым для евреев местам.

Выпускники школы «Месивта» этого года отправились в духовно-воспитательное путешествие под руководством раввина Моше Баруха Бейниша. Сначала они посетили Петербург, где прошли по местам, связанным с историей Хабада — живое свидетельство способности еврейства процветать даже в самых тяжёлых условиях. Оттуда они отправились в путешествие по Карелии. Это была замечательная идея! Край первозданной природы: густые зелёные леса, прозрачные озёра и бурные реки стали фоном для внутреннего размышления о чудесах творения. Ученики почувствовали, как «небеса возвещают славу Б-га», и как каждое дерево и камень рассказывают о величии Творца.

Ученики еврейской школы «Мир интеллекта», успешно завершившие изучение святой книги Тания, удостоились двухдневной поездки в город Калининград. Вместе с раввином школы, р. Давидом Осадчим, они были на пляжах Балтийского моря, посетили исторические места древнего города и объекты еврейского значения. Там они познакомились с богатым наследием местной еврейской общины и увидели воочию деятельность преданных шалиахов.

Ученики старшего класса талмуд-торы «Хедер Менахем» под руководством педагога раввина Авраѓама Закса отправились в совершенно иную поездку — на «Шабат шлихута» в Кострому, где общиной руководит раввин Нисан Руппо. Он провёл для учеников вдохновляющие экскурсии по местам, где почти сто лет назад пребывал Ребе Раяц, находясь в ссылке, и они прочувствовали атмосферу того времени.

Группа отличников из старшей ешивы «Томхей тмимим» съездили в Петербург. Их сопровождал мой дорогой сын, преподаватель раввин Шауль Шимон, который был для них в течение года и наставником на жизненном пути. В Петербурге ученики увидели знаменитые «белые ночи», когда

…ясны спящие громады

пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

и не пуская тьму ночную

на золотые небеса,

одна заря сменить другую

спешит, дав ночи полчаса.

Это живое свидетельство того, «как велики дела Твои, Г-споди», и мудрости Творца, сотворившего мир. Помимо того, ученики ешивы посетили святые и исторические места, связанные с историей Хабада в городе, где ощутили дыхание труда лидеров Хабада и хасидов, действовавших там с полной самоотдачей. Это соприкосновение с богатым наследием укрепило их дух и разожгло в сердцах пламя любви к Торе и хасидизму.

Поездки, осуществлённые при широкой поддержке друга общины раввина Йеѓуды Давидова, послужили укреплению в вере, заповедях и духовном возвышении. Подобные мероприятия важны для воспитания нового поколения, которое будет верно Торе, заповедям и распространению источников хасидизма — благодаря чему мы увидим Машиаха в самое ближайшее время.

Гут шабес!
Шие