МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ — ГЛАВА КДОШИМ
Куда мы ездим на шашлыки / Освящение имени Всевышнего делом и поведением / Почему я не зажег факел / Покой среди тайфуна
1. Мангал в «комплексе мира»
Это стало почти традицией: за два-три дня до того, как мальчики возвращаются в ешиву после пасхальных каникул, мы устраиваем маленький праздник. Заранее вымачиваем несколько видов мяса в разных специях, запасаемся углями, хумусом, питами и напитками и отправляемся «на шашлыки». В городской черте почти невозможно найти место для мангала, но у нас есть наше местечко: в просторном дворе синагоги «Дархей Шалом«в районе Отрадное. На этой неделе в воскресенье было прохладнее, чем всегда в это время, но нас это не смутило.
Возле комплекса синагоги протекает красивый ручей, вдоль которого многие гуляют. Недалеко от синагоги стоят и другие культовые сооружения: они возведены одновременно, чтобы продемонстрировать мир между народами. Мой друг раввин Давид Карпов тепло принял нас, и наш семейный праздник удался.
2. «Наши дети — наши гаранты»
Дети не сдавались и требовали своего. Дети, которые каждую субботу участвуют в «обществе Теѓилим» в центральной синагоге «Марьина Роща». Когда экскурсия? — спросили они меня в прошлый шабат. Ведь экскурсия, которая была запланирована на холь ѓа-моэд Песах, была отменена из-за непогоды. Ну что ж, «слово — не воробей, вылетит — не поймаешь». Раз я обещал экскурсию, я чувствовал себя обязанным осуществить её. Я быстро, за один день, организовал всё, и в понедельник, через полчаса после окончания занятий, мы поехали в один из парков аттракционов Москвы.
Я должен сказать, что каждый шабат проводить с детьми час или полтора за чтением Теѓилим, Пиркей Авот, пением змирот, хасидской историей и еженедельной лотереей — непросто. Но улыбки на детских лицах и осознание того, что «сила детского чтения Теѓилим неизмеримо велика», оправдывает всё.
А ещё было радостно видеть в парке взгляды людей, удивляющихся поведением еврейских детей, их спокойствием, радостью и уважительным отношением друг к другу. Мы сели вместе поесть, дети произносили вслух благословения до еды и после еды, пели хасидские песни, и было видно, что прохожие приятно удивлены. Это тоже «кидуш ѓа-Шем», освящение имени Всевышнего.
3. Мы граждане Царства Всевышнего
«Я очень признателен за приглашение и благодарю вас за оказанную честь, но я не смогу принять участие». Собеседник казался немного разочарованным моим ответом, но после моих дружеских объяснений он понял меня.
Мне часто приходится разговаривать с разными людьми о Государстве Израиль. Меня спрашивают, почему мы не живем там, и как мы относимся к государству, и почему синагога не участвует в мероприятиях, посвященных Дню независимости Израиля, и почему не ставят израильский флаг в еврейских учреждениях Москвы, и так далее и тому подобное. Тем более что еврейские организации России, с одной стороны, тесно сотрудничают со структурами Государства Израиль, а с другой стороны как бы игнорируют его праздники и символы… Вопрос сложный, и ответы сложные, и я вряд ли смогу ответить на них упорядоченно и вместе с тем лаконично, тем более что большая часть этих ответов уже опубликована в различных местах.
Отношение харедимной общины, в особенности Хабада, к сионизму начало формироваться еще во времена Ребе Рашаба и было ясно сформулировано Любавичским Ребепосле создания Государства Израиль: признание де-факто, но не де-юре. Ребе однажды сказал, что Государство Израиль — это «страховочная сетка» для еврейского народа. Прочная еврейская община в Стране Израиля, где евреи делают добро друг другу — это большое благо… Но ее никак нельзя назвать «началом избавления», как говорят сторонники религиозного сионизма.
Я вырос по соседству с членами общины Натурей Карта в Иерусалиме, которые решительно выступают против любого сотрудничества с сионизмом и государством. Но повзрослев, я увидел правильность подхода Ребе. Вчера яотказался от зажигания традиционного факела Дня независимости, которым меня хотели почтить в этом году как директора Центра социального обеспечения «Шаарей цедек» на некоем мероприятии, прошедшем вчера в Москве (с чего я начал свой рассказ). Я радуюсь чудесам, происходящим ради народа Израиля в стране Израиля в нашем поколении, но «начало избавления» случится только с приходом праведного Машиаха и строительства Храма, когда еврейское государство будет существовать согласно твердой еврейской ѓалахе.
Фото недели: Счастлив тот, кто пришел туда и учение его с ним
В среду днем в комнате заседаний канцелярии Главного раввина России р.Берла Лазара я ощущал себя как в сердцевине тайфуна, где, как известно, ветра нет.
Прошлым вечером агентство новостей JTA опубликовало жесткий ответ р.Лазара на скандальные высказывания министра иностранных дел России о Холокосте, антисемитизме и нынешних напряженных отношениях с соседями России: «Я не считаю себя вправе давать советы руководителю российской дипломатии, но было бы лучше, если ли бы он извинился перед евреями и признал свою ошибку. Это позволило бы перевернуть страницу и счесть инцидент исчерпанным». (Между прочим, в четверг так и произошло).
Этот ответ быстро распространился по всему миру и, естественно, вызвал большой интерес и пересуды в течение долгих часов. Но здесь, в длинной комнате, за столом сидят четырнадцать юношей, которые учатся в ешиве «Томхей тмимим» в Софрино возле Москвы, здесь царит атмосфера Торы и ѓалахи, и никакие бури сюда не проникают.
Атмосфера, правда, напряженная, но по другой причине. Идет экзамен по законам кашрута в рамках испытаний для получения раввинского диплома. Такие экзамены проводятся в ешиве уже много лет, и много раввинов вышло из ее стен. Экзамен продолжался более трёх часов, его принимали Главный раввин России р.Берл Лазар, глава ешивы р.Гольдберг и руководитель программы раввинской «смихи» р.Розенцвейг. Никаких телефонных звонков, никаких новостей и никаких дел, кроме «Шулхан аруха» и мудрецов ѓалахи. Здесь ты понимаешь смысл талмудического изречения: «С тех пор как разрушен Храм, нет у Всевышнего в мире места, кроме ѓалахи». Это истинный мир тех юношей, которые оставили все и предались Торе, ѓалахе и хасидизму.
Гут шабес
Шия