Моменты недели – глава Ки Таво

«Развеяться» — в ешиве / Полезный обморок / Человеческий разум и искусственный интеллект / Натан Гурарье, или Сорок лет спустя

  1. Два спасения

«На трапезе «мелаве малка» принято рассказывать истории о Баал Шем Тове. Скажи «лехаим» и расскажи вместо этого что-нибудь, что случилось с тобой», — так я обратился в прошлую субботу вечером к молодому гостю. И он рассказал. Не одну историю, а две. Не истории о Баал Шем Тове, но тоже о чудесах и удивительных событиях.

«Я служил на северной границе Израиля, рядом с комнатами связи, с пунктами управления дронами и различными технологиями наблюдения. Самое важное на позиции – быть хорошо замаскированным, чтобы наблюдательные дроны Хизбаллы не увидели. Мы укрываем позиции мешками с песком, ремонтируем укрытия, что были повреждены в атаках Хизбаллы за прошедшие сутки, натягиваем еще одну маскировочную сеть для защиты от БПЛА,тренируемся бегать по бетонированным боевым траншеям.

С момента резни, произошедшей в поселениях вокруг Газы, многие солдаты начали носить цицит, даже те, кто далек от соблюдения Торы и заповедей. А перед выходом на различные операции они просят меня помочь им наложить тфилин. И я хочу рассказать об одном дне из многих, когда мы все почувствовали величие заслуги соблюдения заповедей.

Один за другим мы вышли из укреплений на насыпи, чтобы починить огневые позиции, и вдруг над нами просвистела бомба. Мы быстро упали на землю, откатились и ждали несколько минут. Спустя недолгое время Хизбалла опубликовала видео своей атаки на Израиль, отметив, что им якобы удалось убить нескольких еврейских солдат. А мы все чудом спаслись!

А вот другая история. Около месяца назад моя ротабыла в районе Хеврона. Мы получили сложное задание: поступила свежая разведывательнаяинформация о подготовке нескольких террористов к совершению теракта против евреев. Я был после 12 часов патрулирования, очень уставший. Я поднял глаза к небу и обратился с молитвой к Всевышнему:защити меня и моих товарищей!

Мы замаскированно въехали в город Хеврон вместе с подразделением «Окец». Это наши боевые товарищи – собаки, обученные вынюхивать оружие и взрывчатку. Они несут самую опасную службу, ведь их отправляют на поиски первыми. Мы поехали по адресу и собаки сразу обнаружили железный шкаф, в котором были спрятаны подготовленное оружие и бомбы. Уже через полчаса сложная и опасная операция была позади! В здании мы поймали троих террористов, вывели их, погрузили в машины – и отвезли их на допросы».

Он молодой человек, закончивший три года опасной армейской службы. В Израиле принято после армии путешествовать по миру, чтобы «развеяться». А онсвое путешествие после армии решил провести в Москве и посвятить его исключительно изучению Торы. «Я удостоился увидеть так много чудес, произошедших со мной и моими товарищами-солдатами, и знаю, что все это благодаря изучающим Тору в ешивах. Солдаты защищают жителей Святой Земли, а сила Торы защищает солдат», — заканчивает он взволнованным голосом.

Вчера вечером я встретил его снова, и он рассказал, что уже заказал билет в США на праздники Суккот и Симхат Тора, и впервые в жизни он удостоится провести праздники у Ребе.

  1. Откуда ты взял воду?

После вчерашней утренней молитвы в центральной синагоге я готовил себе стаканчик кофе. В нашу «комнату гостеприимства» зашел молодой улыбчивый хабадник. Я знал, что р. Авраѓам Йоршпривез его в Москву из города Реховот в Израиле, я уже удостоил его вызова к Торе. А теперь появилась возможность спросить о цели его приезда.

По нескольким фразам, сказанным с сильным американским акцентом, я понял, что у негонеобычная жизненная история. «Сейчас я спешу на учебу с хеврутой, который меня ждет, но буду рад услышать о ней позже». Мы обменялись телефонными номерами. Вчера вечером он позвонил мне, пока ехал на поезде из Москвы в Смоленск. Оттуда он поедет в Любавичи, где проведет субботу с р. Авраѓамом Йоршем и другими гостями. Итак, молодой человек выполнил наш уговор и рассказал мне:

«Меня зовут Лейбл Гольдфарб, я был студентом в Университете штата Огайо в Колумбусе, США. Этот университет – третий по величине в Америке, в нем учится более чем 60 000 студентов. Мои родители – евреи-реформисты, поэтому у меня почти не было ощущения еврейства. Я познакомился и подружился с девушкой из ирландской семьи, католичкой.

Однажды в субботнее утро меня с родителями пригласили друзья на католическую свадьбу в моем родном городе Цинциннати, в штате Огайо. Вдруг я осознал, что скорее всего, по настоянию моей девушки я однажды так же вступлю в брак в церкви. Эта мысль так меня поразила, что я начал дрожать и задыхаться.

Мой отец – врач, он поднял меня с пола, прежде чем слишком много людей заметили, что я потерял сознание. Он оттащил меня из задней части церкви, где это произошло, в соседнее помещение и начал брызгать водой мне в лицо, чтобы привести меня в чувство.

Когда я очнулся, первой моей мыслью было, что я должен расстаться со своей девушкой. Хотя я не мог объяснить себе почему, я знал в глубине души, что больше не могу встречаться с католичкой. Я должен жениться на еврейской девушке. Я был в этом уверен, хотя понятия не имел, почему.

Вторая мысль, которая пришла мне в голову: почему я мокрый? Я спросил об этом отца, который держал меня на скамейке: «Папа, почему я мокрый?» Он ответил, что я потерял сознание посреди церкви, и чтобы привести меня в чувство, он побрызгал на меня водой – вон из того сосуда. Мы смотрим и видим, что он взял воду из крестильной купели! В тот момент я почувствовал, что моя душа сказала: «Всё, хватит. Сегодня ты начнешь свое путешествие обратно к Б-гу Авраѓама, Ицхака и Яакова, к Б-гу твоих отцов».

Шесть месяцев спустя после этого события я уже учился в ешиве Хабада в Нью-Джерси. В первый день вечерних занятий товарищ стал изучать со мной книгу Тания, и я впервые прочитал знаменитые слова: «Вторая душа в еврее – это часть Б-га Вышнего в прямом смысле». Я заплакал. Я сказал товарищу, что я встретил эту душу – мою Б-жественную душу.

Мой хеврута очень взволновался и спросил меня: «Где, где ты встретил свою Б-жественную душу?» Я посмотрел на него глазами, полными слез, и сказал: «В церкви!» Он схватил меня за руки, мы вскочили и стали радостно танцевать. Не прошло много времени, как вся ешива танцевала. Никто не знал, почему танцуют, и никто не знал, что иногда нужно войти в самое темное место, чтобы найти самый яркий свет!»

  1. Думать – это задача людей

«Мы рады представить вам календарь на 5785 год, изданный еврейской общиной Москвы. Тема календаря в этом году: «Сочетание искусственного интеллекта и человеческих возможностей»». На этой неделе из типографии прибыли десятки тысяч экземпляров нового календаря. До Рош ѓа-шана они будут распространены во всех возможных местахМосквы, где их могут взять евреи.

На этой неделе, сидя в офисе главы еврейской общины Москвы раввина Мордехая Вайсберга, я обратил внимание на три коробки, лежащие на шкафу рядом с его креслом. Раввин Вайсберг заметил это и объяснил мне: «В каждой коробке по десять прошлых календарей. 30 календарей, 30 прошедших лет!» Каждый год в летние месяцы, пока большинство из нас отдыхает, раввин Вайсберг усердно работает над содержанием материалов, дизайном страниц и центральной темой, которая проходит через все страницы месяцев на протяжении года.

«В последние годы тема искусственного интеллекта находится в общественном дискурсе, и на многих форумах обсуждаются вопросы, может ли искусственный интеллект нанести серьезный вред, и может ли он привести к тому, что человек перестанет думать и начнет довольствоваться творческими решениями машины. В этом году мы составили календарь именно с использованием искусственного интеллекта, и я подчеркнул несколько важных мыслей об этом. Искусственный интеллект помогает человеку, а не наоборот. У него есть впечатляющие возможности, оформление текстов, удивительные графические решения и отличный сбор данных. Однако инструкции по сбору данных всегда даются человеком. Чем более умен человек, тем больше смысла приобретают данные, определенные как задача для искусственного интеллекта, и результат соответственно.

Кроме того, у искусственного интеллекта нет эмоций, которые он может выразить при изготовлении иллюстраций или изображений. Он действует на основании того, что нашел и обработал в огромных базах данных. Только человек, обладающий эмоциями, может сделать правильный выбор, соответствующий требуемой задаче.

Сочетание человеческих сил и искусственного интеллекта представляет собой новый этап в истории человечества. Мы должны использовать эту технологию, чтобы достичь более высоких результатов на благо человечества и во благо человека. Как хасиды, мы знаем из учения Ребе, что все, что делает Всевышний, Он делает для раскрытия Своего добра. Если Святой, благословен Он, принес эту технологию в мир, то она является инструментом для раскрытия Его добра в мире».

Фото недели: 128 лет спустя

Дата: позавчера, среда, 15 элула. Место: восстановленный зал ешивы «Томхей Тмимим»точно на том месте, где он стоял и где открылась 128 лет назад первая ешива с таким названием. Люди: раввин Ицхак Коган, раввин Натан Гурарье, друг общины Хаим-Нисан Баер, шалиах р. Гавриэль Гордон и другие. Это сочетание стоило многих часов дороги туда и обратно.

Раввин Натан Гурарье сегодня является духовным наставником в общине Хабад в Монси, а ранее был посланником Ребе в северной части штата Нью-Йорк и основал центр Хабада для студентов в Университете штата Нью-Йорк в Буффало. Он известен своими ясными уроками по учению хасидизма, объясняющими на богатом и понятном языке его глубокие концепции. Он также былсоредактором нескольких книг, популярно объясняющих хасидизм.

После открытия «железного занавеса» Ребе послал р. Гурарье в Россию, чтобы тот лично оценилпотребности в еврейской жизни. Именно он начал заниматься проблемой возвращения территории «двора наших ребе» в Любавичах в руки хасидов. Ребе очень поддержал эту инициативу и дал благословения и указания по восстановлению домов в знаменитом дворе. И эти усилия в конце концов увенчались успехом. Именно р. Гурарье привел к Ребе заместителя председателя совета министров СССР и добился того, что на двух встречах между президентом США и Михаилом Горбачевым они говорили в частности о восстановлении «двора Шнеерсона» в Любавичах!

Первый раз р. Натан Гурарье приехал в СССР около сорока лет назад с р. Моше Тамариным, который сегодня является посланником Ребе в городе Малаховка недалеко от Москвы. Р. Натан хотел провести субботу в Любавичах. Но в те дни иностранцы могли двигаться по СССР только по определенному маршруту, тайное стало явным, и в разгар Шабата он был арестован и отведен на допрос. И вот теперь он прибыл как почетный гость, чтобы участвовать в установке мезузы на дверях восстановленного зала ешивы.

Ответственный за святые места в Любавичах, посланник р. Гавриэль Гордон, пригласил к нам того гостя, благодаря которому и согласно указаниям, полученным от Ребе, производится восстановление исторического двора. При каждом посещении можно видеть прогресс! С большим волнением р. Натан установил мезузу на главном входе в зал и подарил р. Гавриэлю 3 долларовые купюры, полученные им от Ребе за его деятельность в России.

Гут шабес,

Шие