Моменты недели – глава Ки теце

Зачем надевать маску коровы / Возрождение великой мелодии / Сахар вам не нужен / Трагический свиток

  1. Барабанщик в маске

Звуки музыки и пения в подземных переходах или метро — обычное явление. Уличные музыканты пытаются заработать или привлекают внимания к своим песням. Во вторник я оказался в центре одного города и увидел барабанщика, сидящего на земле и энергично бьющего по импровизированной ударной установке перед собой. Барабанщик выбивал замысловатую мелодию. Перед ним была маленькая коробка для сбора монет, бросаемых прохожими. Необычным было то, что барабанщик был в маске – в карнавальной маске коровы.

Зачем он прячет лицо? Что означает эта маска? — спрашивал я себя. Я выдвигал различные предположения, но все они были нелогичными. Через некоторое время я снова проходил мимо того места и увидел, что барабанщик сделал короткую паузу для отдыха и снял маску. Я достал купюру и положил в коробку перед ним.

«Извините, можно спросить, почему вы играете в маске?» — осмелился я спросить его. «Именно когда я скрываю лицо, меня лучше видят!», — сказал мне барабанщик. Я удивился, и он добавил краткое объяснение: «Так меня не судят по внешности и не по лицу, а сосредотачиваются на моей музыке. Поэтому люди слушают меня больше и больше дают денег».

Из всего можно и нужно извлечь урок, говорил Баал-Шем-Тов. Уличный музыкант напомнил мне о понятии «сокрытия», о том, что порою именно в состоянии сокрытия мы можем понять то, чего не понимали в эпохи «раскрытия». А ещё – о стихе в ѓафтаре нашей недельной главы: «В порыве гнева Я сокрыл Свое лицо от тебя на малое мгновение, но вечной милостью помилую тебя, сказал Избавитель твой». Алтер Ребе говорил об этом: «Если мы так много лет страдаем от «малого мгновения» сокрытия, кто может описать чудесное достоинство «вечной милости»!»

  1. «Леха доди» Залошицкого ребе

На этой неделе мои родственники стали говорить один другому: «Появилось профессиональное исполнение «Леха Доди» Залошицкого ребе». И, конечно же, сразу начались сравнения. Кто-то хвалит, другой утверждает, что это немного отличается, а третий рад, что теперь это станет известно миру. Но все как один вспоминали исполнение дяди Моше, благословенной памяти.

Много десятилетий назад мой дедушка, уважаемый хасид р. Пинхас ѓа-леви Ѓоровиц, узнал, что Залошицкий ребе приехал из Антверпена провести Шабат в Иерусалиме. Как ценитель еврейской музыки, дедушка специально пошел со своими сыновьями в хасидскую синагогу в квартале «Батей Варша», рядом с Меа Шеарим, и вместе они внимательно слушали гостя, который был замечательным хазаном и певцом, известным своими чистыми и искренними молитвами, проникающими в самое сердце.

Его звали рабби Моше Клейнберг из Залошиц-Кракова. Во время Второй мировой войны его родители и многие члены семьи были убиты страшной смертью, да отомстит Всевышний за их кровь. Он сам пережил ужасные страдания от рук нацистов. Его здоровье пошатнулось, и он остался бездетным, но твердым в своей вере. И всегда он укреплял других своими вдохновляющими мелодиями.

Мой тесть, уважаемый хасид р. Мордехай ѓа-леви, старший сын своего отца, рассказывал мне о том Шабате:

— Ребе стоял у стенда хазана, субботние свечи мерцали над старинным молитвенником, он был укутан в талит, накинутый на голову, его мысли словно блуждали в высших мирах, и он изливал свою молитву с древним еврейским чувством. Когда он дошел до «Леха Доди», он начал напевать новую, незнакомую мелодию. Община старалась подпевать, насколько могла, и казалось, что небесные ангелы песнопения присоединяются к этой мелодии.

По окончании молитвы вся община встала, чтобы пожелать «Шабат шалом» этому святому человеку, спасшемуся из ада. Мой отец р. Пинхас похвалил его мелодии, и когда гость поинтересовался, удалось ли ему уловить его напев, отец сразу же начал петь ту «Леха Доди». Гость не поверил своим ушам: иерусалимский еврей уловил длинную мелодию со всеми ее нюансами, каждый куплет в другом стиле, и припев, соединяющий их.

А я помню, как другой мой дядя р. Моше ѓа-леви, благословенной памяти, исполнял «Леха Доди» Залошицкого ребе в радостные субботы в сопровождении своих братьев. Мелодия поднимала каждого слушателя на ладонь над землей! Дядя ушел из нашего мира несколько лет назад, оставив сотни мелодий, которые он сам сочинил. Наше поколение удостоилось того, что музыканты открывают и обновляют древние мелодии, исполняют их профессионально, в сопровождении хоров и оркестров, и вот пришло время праведника рабби Моше Клейнберга, благословенной памяти: вышла запись «Леха Доди» Залошицкого ребе.

Вчера вечером мой родственник, хазан р. Биньямин Нойфельд, который возглавляет проект «Атикин» по исследованию старых мелодий — благодаря ему вышла эта запись «Леха Доди» — сказал мне: «Мы благодарим Всевышнего, который удостоил нас увековечить и прославить имя этого адмора. Он был человеком доброты, и постоянно отправлял из-за границы деньги в поддержку мудрецов Торы и бедняков Иерусалима». Даже если вы уже слышали десятки мелодий на «Леха Доди», вы признаете, что нет ничего подобного нигуну Залошицкого ребе. Мелодия полна атмосферы святости Шабата, она короткая, послушайте ее один раз, и она сама запоет на ваших устах.

  1. Чия, чия, чия!

Меня пытались уговорить взять с собой посылочку с какой-то пыльцой какого-то чудодейственного растения, которую только добавь в еду, так сразу избавишься от всех недугов. А врачи-то и не знают! «Люди сегодня боятся перевозить в самолетах посылки, в содержимом которых они не уверены на сто процентов», — пытаюсь я объяснить моему собеседнику, но он продолжает упорствовать и убеждать, что это все часть мирового заговора, и поэтому он также не делает биометрический паспорт и конечно же, не пользуется смартфоном, потому что оттуда извлекают всю информацию о нем…

Я так и не смог понять, кого именно лично он так интересует и кто эти люди, которые переустраивают мир согласно «новому порядку» и не дают другим есть чудесную пыльцу. Я понял только, что он против вакцин и против «доказательной медицины». И коронавируса, по его мнению, не было… Есть люди, у которых есть длинный список различных конспирологических теорий – о том, что кто-то страшный затевает что-то страшное по отношению ко всем людям, что все вокруг куплены и проданы, что все СМИ и даже все научные журналы врут от первого до последнего, и что только они, небольшая горстка, знают истину. И вообще люди на Луну не летали.

Мы же о болезнях и врачах думаем так, как думал Ребе. А он по всем медицинским вопросам указывал обращаться к профессиональным врачам и доверять их профессиональному мнению, так как «дана врачу Свыше возможность исцелять», как сказано в Талмуде. И одновременно нужно молиться Целителю всякой плоти. А еще Ребе подчеркивал необходимость выполнять заповедь «И берегите себя очень». Обязанность каждого — заботиться о своем здоровье.

Особенно следует обращать внимание на сахар. Если посмотреть состав напитков, которые мы пьём, прибавить к этому традиционный чай и кофе с сахаром, а также булочки – окажется, что мы ежедневно загружаем в себя сахар большими ложками! А наш организм к этому не приспособлен и на это не рассчитан. Спросите у врачей и биологов, и они скажут вам, что глюкоза, то есть сахар, вырабатывается в клетках нашего организма из любых продуктов, которые мы потребляем. Нет необходимости добавлять ее извне!

— Тогда почему нам так приятно есть сладкое? – спрашивают люди. Биологи и врачи дают простой ответ: — Посмотрите на жизнь наших предков сто, пятьсот, тысячу лет назад. Люди питались нерегулярно, ели мало и плохо, часто голодали. В нас существует древний инстинкт запасать в себе энергию. И когда мы видим сладкое, наш организм радостно кричит: «О, сахар, давай его сюда, ведь завтра может настать голод и вообще ничего не будет! Делаем запасы!»

Вы понимаете, что в наши дни эти «запасы» нашему телу не нужны. Они оседают жиром, в том числе в крови, приводят к болезням. Разум властвует над чувствами – так учил Алтер Ребе, и поэтому мы говорим организму: «Не паникуй! Вокруг будет еда и завтра, и послезавтра. Я буду питаться правильно». Если вам хочется сладкого – проверьте себя, может быть, вы пропустили время обеда и вам просто хочется есть? Купите пакетик грецких орехов, и вы с удивлением увидите, что именно это вам и нужно было.

Я принял такую политику. Я почти не добавляю сахар в кофе и чай, и от этого они становятся только вкуснее. Мы в семье не покупаем сладкие напитки, даже в Шабаты и праздники. Мы ставим на стол кувшины чистой воды с дольками лимона, наши гости пьют этот лимонад и нахваливают. (А если уж вы тоскуете по привычному вкусу – иногда покупайте Zero, ведь подсластители как войдут, так и выйдут, и вам не навредят.) Я горячо рекомендую всем начинать утро с двух стаканов теплой воды (и вообще желательно избегать холодного питья), а в течение дня стараться выпивать два литра воды. Когда придет время для вашего тела пополнить запасы сахара из внешнего источника, вы почувствуете это, не беспокойтесь: ощущение «сейчас нужно» отличается от ощущения «сейчас хочется».

А при чем тут чудесная пыльца? Несколько лет назад моя сестра рассказала мне о семенах чиа («испанский шалфей»). Достоинства чиа известны врачам, можете сами спросить кого угодно из представителей «доказательной медицины», это не какая-то запрещенная панацея. Я потребляю по одной ложке каждый день, в чашке чая или воды. Чиа — одна из самых здоровых пищ на Земле, которую мы можем потреблять в ежедневном рационе! Она полна полезных веществ и витаминов, которые приносят пользу телу и мозгу. К тому же чиа создает ощущение сытости, проверьте сами. Только потреблять чиа нужно обязательно с водой.

Фото недели: Никто не будет одиноким

С наступлением святого Шабата на прошлой неделе в центральной синагоге «Марьина Роща» открылся ковчег завета, и в него был внесен новый свиток Торы. Это особенный свиток. Первые буквы в нем были написаны около восьми месяцев назад в Израиле, на том месте, где проходил фестиваль «Нова». Тот самый фестиваль, где арабские террористы в праздник Симхат Тора в прошлом году убили 383 человека, да отомстит Всевышний за их кровь. Завершение написания состоялось за несколько часов до наступления Шабата под руководством Главного раввина России р. Берла Лазара с участием жертвователя, Дана Черника и его семьи, а также его друга, директора общины р. Мордехая Вайсберга, который сопровождал процесс написания и внесения этого свитка.

Внесение состоялось в канун Шабата главы «Шофтим», так что чтение Торы и ѓафтары из этого свитка в представлении всех связалось с трагическими событиями. Об этой связи говорил р. Лазар в своем уроке, ведь именно он был вызван на чтение раздела, говорящего об убитом, найденном в поле.

— В такой ситуации старейшины ближайшего города говорят: «Наши руки не пролили этой крови, и наши глаза не видели». Раши спрашивает: «Разве можно подумать, что старейшины суда — убийцы?», и объясняет, что имеется в виду, что они не видели, как этот человек выходил в дорогу без провизии и без сопровождения.

Теперь давайте подумаем, как провизия и сопровождение могли бы спасти человека. Польза от провизии понятна: возможно, наш путник из-за голода пытался отнять еду у другого, и тот убил его. Польза от сопровождения, казалось бы, понятна – но нет! Минимальное выполнение заповеди сопровождения — это всего лишь пройти с путником четыре локтя пути! Как это могло его спасти?

Ребе объясняет о заповеди сопровождения (говоря о приеме гостей): она предназначена для того, чтобы дать человеку чувство, что он важен, его существование важно для других. Когда человек отправляется в путь в таком настроении, он не чувствует себя одиноким и потерянным, и это чувство может дать ему силу справиться с опасностями пути. Никто в нашем народе не должен чувствовать себя одиноким и потерянным!

Ѓафтара также напомнила нам о страшном бедствии, которое мы пережили. «Дети твои изнемогли, лежат на перекрестках всех улиц…» Но эта ѓафтара выражает и великое утешение от Всевышнего: «Я, Я Сам — Утешитель ваш», и в ней Израилю обещано: «Не войдет к тебе более нечистый… Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир, вестника блага… И увидят все концы земли спасение от Б-га нашего».

Гут шабес

Шия