Моменты недели – глава Ноах
Ага, подумала раббанит Немдар! / «Вот такую Мегилу я хочу» / 1970 — 770 = 1200 / Новая Москва
1. Неженатый хазан
На следующий день после Симхат Тора мне позвонил мой друг р. Заклас, раввин Брянска, и сообщил, что к нему в город на торжественное открытие миквы прибывает почётный гость. Миква, построенная изначально около пятнадцати лет назад, прошла сейчас капитальный ремонт и модернизацию, и р. Заклас пригласил на открытие известного благотворителя из города Тверии в Израиле — Давида Дарли.
Два месяца назад я впервые писал здесь о Давиде Дарли — по следам просьбы, которую я получил во время моего пребывания в США: приготовить чолнт на двести человек у Оѓеля Ребе. Вы помните мой рассказ о том, как этот великий в своей скромности человек сам оплачивает и сам готовит еду для посетителей Оѓеля, а также для тех, кто приезжает на могилу Алтер Ребе в Гадяч 24 тевета. А в тот раз он не успел прибыть в Нью-Йорк сам, поэтому поручил резать лук и картошку мне, что я и сделал с большой радостью.
И вот теперь, в прошлую субботу вечером, после того как мы сказали «лехаим» и спели субботние песни, р. Дарли попросил услышать все подробности. Волнение отразилось на его лице, и вскоре он пустился в пляс от радости – ведь ему выпала удача оплатить еду для сотен людей, приехавших к Ребе. Его радует ещё один накормленный еврей, ещё одна построенная миква, ещё одно дело помощи другим.
Главный раввин России р. Берл Лазар в своей беседе в субботу вечером упомянул, что «номер» года в еврейском календаре принято расшифровывать как аббревиатуру, и нынешний год תשפ»ו может быть расшифрован как: «Тегэ шнат пру у’рву» (Да будет это год «плодитесь и размножайтесь»). И на нашей трапезе Пинхас Френкель, сопровождающий Давида Дарли, рассказал свою историю:
«Я был с р. Дарли на съезде шалиахов, который состоялся несколько месяцев назад в Черногории, и там р. Немдар из Гётеборга в Швеции подал проект реконструкции старой миквы в его городе. Давид Дарли попросил меня лично поехать туда и посмотреть, что и как можно сделать. Я проверил календарь и нашёл одну свободную дату, которая мне подходила.
Я приехал в канун Шабата, и рав Немдар попросил меня в Шабат вести молитву. А там как раз проходил лагерь для девочек, который организуют р. Немдар и его супруга, и в женском отделении синагоги было несколько девушек-вожатых. И они увидели, что молитву ведёт неженатый юноша! Откуда они это узнали? У хабадников, если хазан — холост, он не надевает талит, в отличие от принятого в других общинах. Ага, подумала рабанит Немдар! Уже на исходе Шабата она позвонила маме одной из вожатых, а потом позвонила моим родителям, и вот примерно через две недели состоится моя свадьба в городе, где живут родители моей невесты».
2. Ушёл хасид
Многие месяцы мы молились о его выздоровлении, но, к великому нашему сожалению, р. Менахем-Бенцион Гросман возвратил свою душу Творцу на следующий день после Симхат Тора в возрасте 81 года, оставив верную супругу, прекрасную семью и многочисленных потомков. Среди них — его достойный сын, р. Элазар-Мордехай Гроссман, духовный наставник в старшей ешиве в Москве.
Он поспешил вылететь в Страну Израиля, чтобы сидеть «шива» рядом со своей семьёй, со своим дядей, раввином г. Мигдаль ѓа-Эмек р. Ицхаком-Давидом Гроссманом. Я также был там, передал соболезнование от имени р. Лазара, но долго задерживаться не мог. А мой друг некоторое время спустя передал мне несколько рассказов о покойном, услышанных там:
Однажды р. Менахем-Бенцион проходил по рынку «четырёх видов» перед праздником Суккот и заметил торговца, к которому никто не подходил — ведь его товар выглядел довольно непривлекательно. Он купил весь его товар и поставил у себя в комнате, сказав домашним: «Я хочу видеть это перед своими глазами!»
Один человек рассказал ему, что хочет стать софером и уже написал свой первый свиток Эстер – обычно первой большой работой будущего софера является именно мегилат Эстер, так как в ней нет имён Всевышнего. Рав Бенцион попросил посмотреть, выразил восхищение и купил эту мегилу для себя. Домашние удивились — ведь это первая мегила начинающего писца, ни красоты, ни изящества! Но рав Бенцион объяснил: «Когда этот софер писал свиток Эстер, он делал это в скромности и смирении, тщательно обдумывая каждую букву — не как опытный писец, уверенный в себе. Вот такую мегилу я и хочу».
Однажды к нему пришёл посторонний человек и пожаловался на тяжёлое материальное положение, особенно сейчас, перед свадьбой дочери. Рав Бенцион встал, вошёл в свой кабинет и принёс ему книгу «Ликутей Моѓаран», изданную сто пятьдесят лет назад, с автографом одного из учеников рабби Нахмана. И дал ему совет: «Это очень редкая книга. Ни за что не продавай её дешевле пятидесяти тысяч долларов!»
Рав Менахем-Бенцион привозил Ребе много редких книг. Однажды на аудиенции, перед прощанием, Ребе спросил, собрал ли он уже деньги для образовательных учреждений своего младшего брата Ицхака-Давида в Мигдаль ѓа-Эмек. И р. Менахем-Бенцион побежал по домам района Краун-Хайтс и собрал деньги для этих учреждений.
Один раз р. Бенцион пришёл к знаменитому каббалисту Баба Сали, с которым был близок. Баба Сали сказал ему: «Ты совершаешь много поездок — это мне очень нравится», опустил руку в карман своей марокканской «галабии», вынул оттуда все деньги, что там были, и дал р. Бенциону, чтобы помочь ему в поездках. Рав Бенцион вышел, а к Баба Сали стояла длинная очередь посетителей. И когда он дошёл до конца очереди, у него не осталось ни шекеля — он всё раздал.
Да будет память его благословенна!
3. Тысяча девятьсот семьдесят спасений
«Какой по счёту донор сейчас идёт?» — спросил я вчера утром рабанит Рахель Ѓабер. Спустя несколько минут она ответила: «1970-й». Тысяча девятьсот семьдесят доноров почки. Я посчитал, сколько отделяет этот номер от числа «770», и получилось: 1200. А ведь это было так недавно!
Это произошло в кислеве 5780 года. Моя супруга услышала, что в организации «Матнат ѓа-хаим» («Дар жизни»), организованной р. Йешаяѓу Ѓабером, чтобы поощрять доноров почки, число доноров приблизилось к 770, и решила сама стать донором номер 770, чтобы освятить Хабад и имя Ребе. Я немедленно обратился к р. Йешаяѓу, объяснил причину такого порыва, и через шесть недель моя супруга стала донором почки № 770. Здоровье больного было спасено — на долгие и добрые годы. Кто был получателем почки, мы до сих пор не знаем.
Прошло несколько месяцев, в нашу жизнь ворвался коронавирус, и в конце нисана, в четверг вечером, до нас дошла тяжёлая весть: р. Ѓабер скончался. Он много раз просил всех: «Рассказывайте о донорах почки. Добрые дела надо рекламировать, потому что одна заповедь ведёт к другой». Я вспомнил, что р. Ѓабер тогда подарил нам текст «Эшет хаиль» из серебра, который я каждую пятницу ставлю рядом с субботними свечами.
А позавчера утром моя мама позвонила мне и, вся в волнении, рассказала, что моя сестра тоже решила стать донором почки. Я написал об этом рабанит Ѓабер, которая продолжает дело жизни своего святого мужа. Оказалось, что она уже навестила мою сестру: она всегда лично посещает каждого донора и каждого реципиента. «Вы упомянули в вашей молитве мою сестру в прошлую пятницу?» — спросил я у рабанит, и в ответ она прислала мне фотографию списка доноров и реципиентов за текущую неделю — за всех них она искренне молится каждый канун субботы, зажигая свечи.
Фото недели: Ноев ковчег в Новой Москве
Что такое «Новая Москва»? Мой друг показал мне карту на экране телефона: «Вот Москва, а вот – Новая Москва. Посмотри на размеры и поймёшь, о чём речь!» Эта территория присоединена к столице около десяти лет назад, что увеличило Москву в два с половиной раза.
Вечером в воскресенье я впервые направился в район «Новая Москва». Вдоль дороги стояли автомобили, я тоже припарковался и вышел, и увидел освещённый изнутри шатёр, похожий на Ноев ковчег, стоящий на пустынном пока участке земли. Это особый шатёр, установленный для церемонии закладки первого камня большого еврейского центра для тысяч евреев района «Новая Москва».
Весь район кипит строительством: возводятся тысячи квартир, повсюду новые деловые центры и широкие современные дороги. В центре округа мэрия выделила просторный участок для нужд еврейской общины и утвердила планы строительства большого еврейского центра, который станет опорой еврейской жизни в этом районе и будет играть центральную роль среди многочисленных жилых и деловых кварталов вокруг.
Мероприятие вёл раввин района, шалиах р. Исраэль-Арье-Лейб Лазар, который уже несколько лет проживает здесь с семьёй, возглавляет еврейскую общину и живую, деятельную синагогу, где проходят молитвы, уроки Торы и хасидизма, ведётся обширная работа с молодёжью и детьми. Церемония была частью целого ряда мероприятий общиной в тот день: здесь и «опшерниш» сына р. Исраэля, и начало написания нового свитка Торы во благо евреев района.
Молодой раввин пригласил своего отца, Главного раввина России р. Берла Лазара, произнести слова благословения и быть первым из тех, кто заложит камень в основание — с верой, что Творец мира завершит это здание в добрый час, и имя Небес будет прославлено и возвеличено публично. В мероприятии приняли участие представители правительства, президент Федерации еврейских общин России р. Александр Борода, тесть молодого раввина — р. Гецл Ицингер, один из руководителей общины Хабада в Лондоне, и многочисленные меценаты, пообещавшие поддержку этому проекту.
Гут шабес!
Шие

