МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ — ГЛАВА ТОЛДОТ

1. Где мысли человека, там и он сам
В понедельник утром я, как и многие сотни шалиахов Ребе, по тем или иным причинам не поехавшие в США на всемирный съезд шалиахов, встал рано утром, помылся-оделся, сказал утренние благословения и подключился к трансляции. Увидеть, услышать и по возможности вдохнуть непередаваемую атмосферу всемирного съезда, длящегося уже несколько дней и подошедшего сейчас к кульминации.
Каждый год в воскресенье вечером проводится общий банкет. На нём присутствуют тысячи шалиахов со всех концов мира и друзья движения Хабад. Взволнованные выступления, видеосъёмки Ребе, трапеза, радостные танцы. На этом банкете можно почувствовать ту революцию, которую произвёл и производит Ребе в еврейской жизни. После окончания банкета и съезда многие шалиахи едут в центр, в сердце Хабада — Севен севенти, чтобы продолжить фарбренген до утра. Один из них — как и каждый год — р.Берл Лазар. Он рассказывает множество историй из еврейской жизни России, делится полученными жизненными уроками и выводами, и шалиахи жадно слушают истории успехов одной из самых больших хасидских общин мира. А те, кто не присутствует там лично, слушают из дома, как и я, встав с утра пораньше.

2. Заповедь — светильник, и Тора — свет
Шломо Векер подошёл ко мне в канун Йом-кипура, то есть около двух месяцев назад, передал мне красивую свечу для ѓавдалы и попросил, чтобы её использовали для ѓавдалы в конце Йом-кипура. «Я бы хотел, чтобы её увидело как можно больше молящихся». Почему? Это, оказывается, его собственная ручная работа. За некоторое время до этого я купил в Израиле новую большую свечу для ѓавдалы, но я уступил его просьбе, и действительно, молящиеся в Йом-кипур увидели свечу ручной уникальной работы — и такие свечи ярко-жёлтого цвета продаются теперь в Москве в кашерных магазинах.
Вчера, в четверг, улицы Москвы были почти пусты — во-первых, локдаун, во-вторых, День народного единства 4 ноября. Я увидел Шломо, он куда-то спешил. «Есть много заказов на свечи-шамаш для Хануки моей работы. Пойдёмте, я вам покажу!» По пути я добыл бутылку кашерного вина. Мы заходим в квартиру, где Шломо живёт с женой — учительницей еврейской школы — и двухлетней дочерью, и делаем «лехаим»: ведь я первый посетитель домашней фабрики свечей ручной работы, да и свечу для ѓавдалы я получил первым.
В комнате — куски пчелиного воска, формы для отливки, льняные фитили. Я слушаю объяснения о том, как пчёлы производят воск особыми железами по бокам их тела, чтобы строить из него шестиугольные ячейки сот, в которых будет находиться мёд и личинки, как этот воск забирают из улья, как его очищают и делают свечи. Шломо Векер, москвич, уже планирует расширить ассортимент своей продукции и производить суточные свечи для йорцайта. А свою работу он перемежает посещением уроков Торы и хасидизма. «Нер мицва», заповедь — свеча, в буквальном и в переносном смысле, в руках этого доброго человека.

3. Совет да любовь!
Вчера, в четверг вечером, канун «Светлого дня» новомесячья кислева, я вместе с другими гостями поехал в Раменское, в Подмосковье — полтора часа езды от центра города. В этом подмосковном городе стоит здание, как две капли воды напоминающее прославленный Севен севенти в Бруклине. Да, это местный центр Хабада. И как это делается в Бруклине, у прославленного здания устраивается свадьба. Ощущение, что ты действительно там…
Рав Ицхак Коган радуется свадьбе как «дедушка вдвойне». Что это значит? Он дедушка невесты и в то же время в некотором смысле «духовный дедушка» жениха. Мать жениха — из Гомеля, и её привёз в Израиль в рамках проекта «Дети Чернобыля» рав Ицхак Коган. Там она выросла, и сегодня она мать прекрасной хасидской семьи, жена р.Хаима Толочинского, глава ешивы в С.-Петербурге.
А гости радовались втройне: и семье жениха, и семье невесты, и развитию еврейского центра в Раменском.

Фото недели: Мир добротой строится
Шломо Дышко известен московской общине в первую очередь как отменный кулинар. Его блюда подают на фарбренгенах, семейных торжествах и на других мероприятиях. Но ещё он известен добрым сердцем. Оно подвигло его помочь еврейским заключённым в Бутырке.
На этой неделе он пришёл в отдел одежды и вещей Центра социального обеспечения «Шаарей цедек» и предложил передать тёплую одежду тем евреям, кто находится в каменном здании Бутырского следственного изолятора. Многие из них бедны, у них нет возможности приобрести дополнительную одежду; других ждёт «этап» в отдалённые места, где гораздо холоднее, чем в Москве. Моя супруга, создавшая в своё время отдел одежды и вещей Центра социального обеспечения и руководящая им с тех пор, подготовила несколько пакетов с тёплой одеждой. Радовался Шломо, а ещё более будут радоваться евреи в Бутырке.