Моменты недели – глава Ваигаш
Уникальная душа приходит в мир / Кто создал нигун «Дидан ноцах» / «Пусть твоё писчее перо будет твоим другом» / С новым финансовым годом, с новым финансовым счастьем!
- Высокая душа
Я позвонил, чтобы поблагодарить двоюродного брата за приглашение, пришедшее по почте домой, хотя со свадьбы одного из его детей прошло уже два месяца. В семье моих родителей есть красивый обычай — уведомить отправителя о том, что письмо получено. Ведь он не просто нажал кнопку «послать» на компьютере – он наклеил марку, написал адрес, отправил письмо в далёкую Россию, к тому же приписал несколько слов от руки. И если мне не довелось лично быть на той свадьбе, то по меньшей мере я пошлю ему своё благословение — ведь доброе благословение уместно в любое время, даже спустя некоторое время после свадьбы.
Он, со своей стороны, обрадовался звонку и сообщил мне, что у него есть ещё один повод для поздравлений: «Вчера у нас родилась дочь». Конечно же, мазаль тов – родился ребёнок, когда старшие уже женятся! Но мой двоюродный брат продолжает: «Вчера у нас родилась дочь с высокой душой. И мы будем растить её так же, как всех наших детей». Я понял.
Один из самых драматичных моментов нашей недельной главы «Ваигаш», — это описание потрясающей сцены, когда Йосеф, «второй после царя» Египта, наконец встречается со своим отцом Яаковом, после 22 лет разлуки. Они обнимаются, Йосеф плачет — а Яаков не плачет. Мидраш говорит, что в этот момент Яаков читает «Шма»!
Многие комментаторы мидраша пытались объяснить, что здесь происходит. Если это было время чтения «Шма», почему Йосеф не читает? А если это обычное время, почему Яаков читает «Шма» именно сейчас? Однажды я слышал интересное объяснение:
Йосеф был любимым сыном Яакова. И Яаков всегда делил свою любовь между сыном и Всевышним. Так было до того, как Йосефу исполнилось 17 лет и он пропал; с тех пор Яаков его не видел, и все те 22 года, пока сын был для него потерян, его любовь была обращена только к Всевышнему. Теперь, когда сын вернулся, Яаков использует ещё одну возможность выразить свою полную и совершенную любовь к Творцу — и делает это посредством чтения «Шма», где мы говорим: «И возлюби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей». А после этого он вновь будет делить любовь между Всевышним и сыном.
У моего двоюродного брата и его супруги родилась дочь с тяжёлым синдромом. Жизнь такого ребёнка полна трудностей и испытаний, и еврейские мудрецы говорят: только высокая, особенно сильная душа способна существовать в таком теле. Жизнь любого человека – это миссия, испытание для его души, спустившейся в мир с духовных высот, а жизнь человека с врождённым синдромом – трудное испытание. Но есть правило: Всевышний посылает человеку лишь такие испытания, которые тот в состоянии выдержать. И значит, спустилась в мир сильная, уникальная душа, которая будет осуществлять свою миссию в таких экстремальных условиях.
Мой двоюродный брат и его супруга осознают это и готовы дать своей дочери всю свою любовь – и при этом выражают свою любовь к Всевышнему, заботящемуся обо всём и обо всех. Так поступал и Яаков.
- «Дидан ноцах»
-Во время моего предыдущего визита в Святую Землю, — рассказывает р. Лазар, — я встретил в Иерусалиме человека, который в 5735 (1975) году был на аудиенции у Любавичского Ребе. В ходе разговора Ребе, чтобы навести его на определённую мысль, спросил его:
«Самый важный орган у человека — это сердце. Оно распределяет кровь и жизненность по всем органам. И при этом место сердца — слева. Почему так? Ведь правая сторона важнее!» Человек не ответил и ждал ответа Ребе — и Ребе действительно ответил ему: «На самом деле сердце находится справа. Справа от человека, который стоит напротив нас. Сердце дано нам для того, чтобы мы чувствовали другого человека, стоящего перед нами».
Это было вчера вечером, на исходе Праздника книг — пятого тевета, на фарбренгене, состоявшемся в главном зале центральной синагоги «Марьина Роща». Во главе стола сидел Главный раввин России рав Лазар, который и рассказал нам о встрече с тем евреем в Иерусалиме. Рав Лазар поделился с собравшимися частицей атмосферы тех дней в окружении Ребе примерно сорок лет назад, во время знаменитого «судебного процесса о книгах».
Община пела нигун праздника на слова «Дидан ноцах», и рав Лазар рассказал о том, что – оказывается – у него тоже была роль в создании этого нигуна:
-В течение всего времени, пока вёлся судебный процесс, Ребе много говорил о необходимости усиливать радость. Хотя Ребе не связывал это напрямую, всем было ясно, что речь идёт о процессе. И вот время от времени мы — несколько учеников ешивы — заходили в зал 770 и пускались в радостный танец.
Во время всемирного съезда шалиахов 5746 (1986) года хасиды подняли на плечи дедушку моей будущей жены, реб Шалома Познера, он воскликнул “Дидан ноцах” – «Наши побеждают», и все шалиахи — вслед за ним. С тех пор это выражение стали использовать как пожелание победы в судебном процессе.
Через неделю–две, в одном из наших спонтанных танцев в 770, мы пели одну весёлую мелодию. Тогда это была мелодия без слов. А я попробовал присоединить к ней слова того пожелания “Дидан ноцах”. Это очень подошло к ритму, и с тех пор она стала известным нигуном “Дидан ноцах”, который пели во время всего процесса и после победы.
Рав Лазар поделился с нами подробностями тех дней:
-Каждый день в шесть утра мы читали всю книгу Теѓилим, потому что все были обеспокоены, и это было единственное, что мы могли сделать. Уже в пять тридцать утра зал 770 был полон. Все были там; даже секретарь Ребе приходил читать с нами Теѓилим.
На одном из фарбренгенов Ребе сказал, что не важно, что о нём говорят — важно лишь одно: радость. Радость — источник победы. Когда пришла победа и состоялся большой фарбренген, слова «Дидан ноцах» звучали у всех в голове. Мы думали, что это мы победили, но Ребе сказал: «Дидан ноцах» означает «наши побеждают». Это не мы победили, победили книги. Это победа книг. И Ребе потребовал учиться и учиться: приобретать книги и учиться как можно больше. Потому что только через учёбу можно по-настоящему жить.
Рав Лазар обратился к недельной главе, ведь нужно жить в ногу с недельной главой:
-Когда Йосеф раскрывается братьям, он спрашивает их: «А отец мой ещё жив?» Но ведь до этого всё время они говорили о Яакове! Однако Йосеф спрашивал: после 22 лет страданий «отец мой ещё жив» — есть ли в нём жизненность? Ведь жизнь должна быть с энергией и радостью.
Если ты не танцуешь, если ты учишься не с радостью, если у тебя нет воодушевления, когда ты накладываешь тфилин или даёшь цдаку, — значит, чего-то не хватает. Еда, сон и даже тренировка в спортзале – всё должно делаться с воодушевлением, как часть служения Всевышнему. Всё должно делаться с жизненностью!
- До встречи, реб Биньямин
Вчера, ближе к полуночи, р. Биньямин Клугер прислал мне свой прощальный материал. «Я ухожу из моей газеты».
Когда Ребе Цемах Цедек начал писать по вопросам Торы и хасидизма, его дед — Алтер Ребе — сказал ему: «Сказано в трактате Авот: «У-кне леха хавер» (и приобрети себе друга). Слово «кане» означает также писчее перо. «У-кне леха – хавер». Пусть твоё писчее перо будет твоим другом».
Мне выпала честь на протяжении многих лет быть учеником одного из старейших и самых авторитетных харедимных публицистов и писателей нашего поколения — реб Биньямина Клугера. На протяжении долгих лет мы поддерживали постоянную связь. Его сердце и душа — с шалиахами Ребе по всему миру и особенно с Россией. Он был одним из первых, кто писал о еврейской деятельности в СССР, и неизменно отдавал должное расцвету еврейской жизни в России.
Я не раз бывал у него. Реб Биньямин с готовностью наставляет, отвечает на любые вопросы — настоящий великий книжник. Он обладает колоссальными знаниями в области иерусалимской истории, издал много книг о жизни Иерусалима, без которых еврейская история не может обойтись в грядущих поколениях. В харедимной газете «Ѓа-Модиа» он ведёт еженедельную колонку, из-за которой многие читатели начинают читать газету с последних страниц — именно там постоянно появлялась его статья. А сегодня — рядом с ней — неожиданный текст:
«Это слова прощания. Я адресую их вам, читателям, сопровождавшим меня на протяжении более чем полувека журналистской работы, когда “Ѓа-Модиа” была для меня домом. Более полувека я пишу днём и ночью, в самых разных областях. Я писал и во время войны Судного дня — с фронта. Видел своими глазами ужасы войны и тяжёлую цену, заплаченную бойцами. Писал я и во время войны “Мир Галилее”, во время поездок в Ливан.
Сразу после падения «железного занавеса» я ездил навещать евреев, живущих в разных странах бывшего Советского Союза. Я ездил в Германию, чтобы работать в архивах, уцелевших после Холокоста, и на другие журналистские задания. Я делал это, несмотря на все сопутствующие трудности, потому что видел в этом не просто журналистскую работу, а долг — освещать события с места. Многие из этих поездок описаны в моей книге “Приятного полёта”, а в моих книгах об Иерусалиме приведены исследования, впервые публиковавшиеся здесь, в “Ѓа-Модиа”.
В моей журналистской работе я старался действовать ответственно и осторожно, но без страха. Мои дни могли бы быть гораздо спокойнее, если бы я, прежде чем послать материал, проверял, куда дует ветер, чтобы лететь вместе с ним. Но я так не поступал. Суть журналистики — освещать ярким лучом тёмные углы, разъяснять факты, даже когда это неприятно слышать.
Есть очарование в работе сплетения слов. Иногда они пробуждают, иногда — светятся во тьме; вместе они создают верную мелодию и соединяются в симфонию, в заявление, бьющее прямо в цель, — без страха и без пристрастий. У слов есть сила. Слова могут разрушать, но слова и спасают, и меняют сознание».
Биньямин Клугер благодарит Всевышнего за дар и силы, благодарит также руководителей и редакторов издания и завершает: «А теперь я иду дальше». А я лично благодарю его за наставничество и дружбу многих лет и желаю ему ещё долгих лет творческого пути. Желаю ему издать ещё много книг, к радости читателей по всему миру!
Фото недели: С новым финансовым годом
«Всевышний считает по записи народов» (Теѓилим, 87:6) — из чего следует, что и Сам Всевышний порой учитывает даты по летоисчислению народов мира. В конце «налогового года» многие предприниматели считают нужным жертвовать различным организациям, чтобы получить налоговые льготы. В силу этого я решил обратиться к широкой публике и представить ей плоды труда и деятельности Центра социального обеспечения «Шаарей Цедек» в Москве.
В среду, 24 декабря, я начал отчёт о нашей деятельности такими словами: «Сегодня, 24.12, мы рассказываем вам о 12 наших проектах». Когда я показал этот заголовок основателю благотворительного центра, Главному раввину России р. Лазару, он потребовал, чтобы сразу было видно стремление к усилению, к удвоению. Поэтому я добавил подзаголовок: «Пусть же в следующем году с вашей помощью их число удвоится!»
Отчёт с фотографией от каждой программы, с несколькими словами и цифрами о прошедших 12 месяцах работы, я разослал более чем на 60 000 адресов электронной почты. Поблагодарим Всевышнего за успех 12 программ — широкого спектра инициатив и многоплановой работы ради пожилых, одиноких и нуждающихся; программ, часть из которых действует 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. И всё это — благодаря нашим верным друзьям, нашим преданным сотрудникам и волонтёрам, поддерживающим постоянную и разностороннюю деятельность. Пусть будет ещё лучше и ещё больше!
Трудно сказать, какая программа самая важная и необходимая, потому что каждый день открывается иной вид помощи, в которой нуждаются люди, и каждый раз слышишь, как оказанная помощь изменила жизнь человека. Это видно наглядно во время домашних визитов к подопечным, нуждающимся в уходе: сотрудники кормят их кашерной едой, которую водитель привёз из кухни центра, подают необходимое лекарство или тщательно герметизируют окна специальной лентой.
Это видно и в конце разговора в отделе «Коль ѓа-хесед», когда пожилая волонтёр улыбается с удовлетворением после того, как поддержала одинокую женщину на другом конце линии. Быть может, именно одинокая подопечная сделала добро волонтёру, дав ей почувствовать силу и пользу её добровольного служения? Это видно в пожилой женщине, нашедшей в отделе «секонд хенд» подарок для внучки. Это видно в многочисленных клубах трудо- и арт-терапии, в художнице, которая рисует, как когда-то в молодости, пусть и дрожащими руками.
Главное, чтобы в новом финансовом году было счастье, достаток и здоровье у всех.
Гут шабес!
Шие

