МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ. НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА БЕРЕШИТ

1. Наш дождь

Уже многие годы на праздники я хожу пешком из района Марьина Роща на Большую Бронную улицу — помолиться в миньяне рава Ицхака Когана, послушать его «благословение коѓенов» и побыть на фарбренгене, который он проводит. В этом году я пошёл в Шмини ацерет, во вторник. После молитвы все мы поднялись в сукку на четвёртом этаже синагоги. Рав Коган сделал кидуш и мы сели за праздничную трапезу. Рав Коган раздавал халы, гефилте фиш, «машке» (чтобы согреть тело и душу) и делился своими мыслями и воспоминаниями. Возможно, запах веток схаха, смоченного дождём, разбудил их: «Один мальчик в синагоге видел, как отец читает в Шмини ацерет «Молитву о дожде». «Папа, зачем молиться о дожде, ведь дождь уже идёт?» — «Идёт, но это не мой дождь. А я молюсь о моём дожде» — отвечает отец…

Я мог бы остаться ещё и слушать истории раваКогана, но нужно было возвращаться домой: ведь перед праздником Симхат Тора в нашей синагоге так много дел! По дороге я размышлял об истории, рассказанной равом Коганом. Надо научиться узнавать, «какой дождь — мой», распознавать вещи и события, предназначенные мне, и не желать того, что предназначено другому, и благодарить Всевышнего за то, что Он посылает каждому именно то, что ему нужно.

2. Одна ѓакафа

Это нужно видеть, нет — в этом нужно участвовать, всякое описание будет неточным и не передаст события. Время — за полночь. Евреи держат примерно двадцать свитков Торы и идут на улицу Сущёвский Вал — часть московского Третьего транспортного кольца. Даже за полночь на нём много машин. Праздник Симхат Тора, главный праздник евреев России — как был он главным праздником евреев Советского Союза. «Официальные» ѓакафот закончились часа два назад, после этого в синагоге состоялась сытная трапеза, а после неё — по обычаю, введённому много лет назад Главным раввином России р.Берлом Лазаром — снова ѓакафот! Первый год мы танцевали напротив синагоги, у большого административного здания, а несколько лет назад рав решил перенести танцы на широкую улицу Сущёвский Вал.

«В этом году ѓакафа на улице будет лишь первой из семи!» — объявил рав Лазар в начале. Вереница евреев со свитками Торы, и рав Лазар во главе, выходит на улицу. В ночь Шмини ацерет он тоже почти не спал и праздновал, но его энергия как будто всё прибывает!

Мы танцевали, и когда захотели вернуться в синагогу, я предложил в честь рава не возвращаться тем же путём, а сделать возвращение длиннее и веселее. Мы обогнули квартал, и к моей радости прошли со свитками Торы возле моего дома; вернулись в синагогу и продолжили танцевать — до четырёх часов утра!

3. Осенний парад

Я надеюсь, что не раскрою военной тайны: на Первом Вышеславцевом переулке, во дворе института МИИТ, в это время года курсанты проходят строевую подготовку. Под резкие команды офицеров они учатся тому шагу, который уже многие десятилетия отличает российских и советских солдат.

Я прохожу с детьми в синагогу, стоящую во Втором Вышеславцевом переулке, и мы обсуждаем эти учения, которые мы видим и звуки которых мы слышим. Зачем вообще солдатам нужен строевой шаг — я не знаю, я человек не военный. А почему курсанты учатся именно сейчас? Кто-то рассказывал мне, что они готовятся к параду в День победы, 9 мая. Но ведь парад будет весной? Да, и погода в начале мая будет, видимо, примерно такой, как сейчас, вот курсанты и учатся в соответствующей обстановке.

А чему это нас учит? Ведь каждая вещь, любое событие в мире может нас чему-то научить в служении Всевышнему. Из увиденного мы смогли сделать такой вывод: к месяцу элул и Рош ѓа-шана нужно готовиться заранее, не оставлять подготовку на последние дни. Уже сейчас нужно укреплять наше изучение Торы и увеличивать наши добрые дела, помня о «параде» в будущие осенние праздники.

Фото недели:

Без всякого предупреждения плитка взяла и перестала работать, сломалась. Я включал в ту розетку и в эту, даже слегка стукнул по корпусу — никакого эффекта, лампочка не горит, спирали холодные. Это было в воскресенье в холь ѓа-моэд, но мы успели приготовить на этой плитке яичницу утром и подогреть рыбу и рис днём для гостей большой сукки при синагоге. «Починка не окупится», — сказал знающий человек. И провожая электроплитку «на вечный покой», я вспомнил её жизненный путь. Она начала служить нам двадцать лет назад: её брали с собой ребята, ездившие от Федерации еврейских общин России проводить праздник Песах в далёкие города России, где, возможно, не откашеровалина Песах кухню. Потом она переехала ко мне домой, мы готовили на ней, пока не оборудовали нормальную кухню. Потом — в синагогу, много лет мы готовили на ней еду для фарбренгенов, и каждый праздник Суккот она работала в «комнате гостеприимства» в большой сукке. Спасибо тебе, электроплитка, за еврейскую службу.