МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ — ПЕСАХ

Первая бар-мицва за 80 лет / Если посмотреть в глаза Ребе / В Нью-Хейвен, то есть в Бриджпорт… / Портрет на фоне картонных коробок

1. Хасиды — одна семья
«Это первая бар-мицва, которая празднуется у нас в городе за последние восемьдесят лет!» В ответ на это я немного поправляю своего юного собеседника: Действительно, первое наложение тфилин мальчиком тринадцати лет в городе происходит впервые за многие десятилетия. Но этот мальчик наверняка до того участвовал в «кампании тфилин» и помогал накладывать тфилин евреям города, и многие из них делали это впервые в жизни. А значит, у них тоже была в некотором роде бар-мицва!
Наша беседа происходила в гостинице Шератон в Калуге, где собралось много друзей раввина города Михаэля Ойши, праздновавших бар-мицву его сына Йосеф-Ицхака.
Я не первый раз в Калуге. Я бывал в этом городе, когда в нём ещё не было постоянного раввина, и даже проводил в нём субботние молитвы и трапезы. Уже тогда было видно, что прекрасная еврейская община города и её активный председатель только и ждут, когда в городе появится хороший постоянный раввин: умеющий организовать еврейские мероприятия, умеющий планировать и выполнять, говорящий на нескольких языках, обладающий глубокими познаниями, могущий с достоинством представлять еврейство перед представителями других религий и сниискать их уважение. Именно таким является раввин Михаэль Ойши.
На обратном пути в Москву в поезде я поблагодарил Всевышнего за то, что смог порадовать семью раввина Михаэля Ойши в кругу хасидов. Родственники раввина не смогли прибыть из Израиля вследствие сегодняшних трудностей. Но все хасиды — одна семья, и мы чувствовали себя на празднике родственниками.

2. Глава поколения
«Люди верили в его способности, но ещё важнее, что он заставлял их поверить в их способности.
Хасиды собирались вокруг него, но ещё важнее, что они разъехались по миру, будучи его посланниками.
В его глазах видели его величие, но ещё больше в его глазах отражалось величие души смотрящего в них.
Тот, кто хотел найти в нём лидера, неожиданно обнаруживал что лидер — он сам.
Он как источник живой воды: сколько не черпай из него, источник всё наполняется».
Эти короткие фразы про Ребе переслал раввин Михаил Ойши из Калуги членам своей общины во вторник на этой неделе — в день одиннадцатого нисана, сто двадцатый день рождения главы нашего поколения, Любавичского Ребе. «Кто это написал?» — «Я». «Замечательно! Это похоже на что-то… на кого-то…» — «Возможно, я составил эти фразы под влиянием раввина Джонатана Сакса, главного раввина Великобритании. Он писал о нашем Ребе так: „Когда ты смотришь в его глаза, ты видишь в них своё отражение и понимаешь, что ты гораздо более значим, чем ты думал“».

3. Маца — хлеб выздоровления
Ночь везде, только не в нашей синагоге. У нас происходит фарбренген, мы отмечаем светлый день одиннадцатого нисана, сто двадцатый день рождения Любавичского Ребе главы нашего поколения. 120 — это значимое число в еврейской традиции в отношении жизни человека. Выступает посланник Ребе в городе Малаховка Моше Тамарин. Он рассказал о чудесной истории произошедшей с ним ровно 32 года назад. — Меня попросили провести общественный пасхальный седер для русскоязычных евреев в городе Нь-Хейвен в США. Его организовывал посланник Любавичского Ребе в городе, раввин Берл Левитин. В канун Песаха я стоял в очереди к Ребе за получением мацы для проведения общественных седеров. Я сказал Ребе, что я еду в Нью-Хейвен проводить седер для «русских евреев». Ребе спросил меня: «В Бриджпорт?» и посмотрел на того, кто стоял за мной, на посланника в городе Бриджпорт раввина Йосефа Стака. «Он едет с тобой?» Я ответил что да, действительно я еду с раввином Стаком, но я продолжаю свой путь далее, в Нью-Хейвен. Ребе пожал плечами, как будто не понимая, что я говорю, и дал мне мацу.
Итак, мы выехали на машине в направлении Бриджпорта, и получилось так что в дороге мы задержались и в Нью-Хейвен я так и не попал, остался на праздник в Бриджпорте и провёл седер для русскоязычных евреев там. Я, разумеется, предупредил об этом раввина Берла Левитина. Он знал, что я получил от Ребе мацу для евреев Нью-Хейвена и не хотел её упускать. Поэтому утром в день праздника он собрался идти за нею пешком в Бриджпорт: это шесть часов дороги в каждую сторону. С собой раввин Левитин взял мацу для евреев, которых встретит в пути. Но выйдя в путь, он сообразил, что в субботу и праздник запрещено удаляться от городской границы больше чем на километр: это называется «тхум шабат», и если он пойдёт из Нью-Хейвена в Бриджпорт, он выйдет за этот «тхум шабат» и нарушит тем самым ѓалаху. Раввин Левитин был уверен, что Ребе не захотел бы, чтобы он ради его мацы нарушал законы праздника — и повернул назад. По дороге он проходил мимо медицинского центра и зашёл туда поинтересоваться, есть в ней сейчас еврейские больные. И действительно, в клинике была госпитализирована еврейка. «С праздником! Знаете ли вы что такое маца?» — спросил у неё раввин Левитин. Женщина ответила: «Да, конечно. Я тоже заказала для себя мацу ещё до праздника, и мне должны были её привезти, но почему-то не привезли! Какая жалость…» А у Берла Левитина, как мы помним, маца с собой была, и он с радостью отдал её этой еврейской женщине, пожелав ей выздоровления и хорошего праздника.
Так Ребе организовал седер для русскоязычных евреев в городе Бриджпорт и доставку мацы больной женщине в медицинский центр.

Фото недели: Хасидская доброта
Это замечательный человек. На первый взгляд можно сказать что он младше своего действительного возраста, А если подумать о его работе, о его делах, то покажется что либо он вдвое старше своего возраста, либо таких, как он вообще двое. Он инициирует важные мероприятия и проекты и осуществляет их во всех областях, где людям нужна материальная и духовная помощь. И вместе с тем, когда он молится или излучает Тору, мир вокруг него как будто не существует. Это глубоко погруженный в еврейство хасид.
На этой неделе Йеѓуда Давыдов полетел в США для празднования 120-летия Любавичского Ребе и для фарбренгена в честь собственного сорокалетия. Но до этого я пригласил его в Центр социального обеспечения «Шаарей цедек», чтобы поздравить. Какой подарок можно дать на сорокалетие так много делающему для общества человеку? Что-нибудь уникальное… И у меня возникла идея. Когда-то я получил от некоего уважаемого человека отрезок ткани от одной из одежд Любавичского ребе. Я заказал молитвенный пояс «гартл», в который мастер вплёл эту замечательную ценность. Пояс я уложил в красивый футляр, присоединил пасхальную Агаду с именем Йеѓуды Давыдова на обложке, и Главный раввин России рав Берл Лазар вручил Йеѓуде этот подарок — как вы видите — на фоне множества картонных коробок. А в коробках этих — еда для нуждающихся семей Москвы, «кимха де-писха», в которой у Йеѓуды Давыдова есть заметный вклад.
«Хасид» — от слова «хесед», а «хесед» — это доброта.

Гут шабес, песах кашер ве-самеах
Шия