Шабат Шалом, Большое Спасибо!

Почти в каждый вечер субботы после окончания молитвы в синагоге, по дороге домой вместе с моим отцом я видел одного человека. Он был высоким, одетым в чистые субботние одежды, и возвращался к себе домой из своей синагоги, идя навстречу нам с отцом. Я не знал, кто это такой, но отец приветствовал его «Шабат шалом», и этот человек всегда улыбался отцу, мне и моему младшему брату.

«Шабат шалом» незнакомому еврею — обычное явление во всех общинах мира, но в Иерусалиме, святом городе, атмосфера шабата чувствуется по-особому, и приветствие «Шабат шалом» кажется более сердечным. Однако я, несмотря на то, что был ещё маленьким, замечал кое-что. Иногда мой отец после «Шабат шалом» тому еврею добавлял «Большое спасибо», а иногда — нет. Когда я немного вырос, я попросил отца объяснить мне это. Он улыбнулся и сказал: «Придём домой, я покажу тебе»…

Ежедневная религиозная газета «а-Модиа», распространяемая в основном в хасидских общинах, существует в Израиле уже семьдесят лет. Родители подписаны на неё, оттуда они узнают мировые, израильские и еврейские новости. Как и везде, выпуск выходного дня — в нашем случае пятницы — больше, в нём печатаются большие обзорные статьи и эссе. Например, журналист Натан Гелернтер, ныне покойный, писал каждые несколько недель статьи, в которых посредством живых и забавных описаний читателей побуждали задуматься о качествах своего характера.
Читатели смеялись, а мораль статьи делала своё дело. Его статьи были так популярны, что люди открывали пятничный выпуск обычно сразу на той странице, на которой печаталась рубрика Гелернтера. И если статья Натана Гелернтера действительно там была, все с удовольствием погружались в его полные юмора рассказы. А сам Натан Гелернтер в это время шёл в синагогу, и на пути из синагоги домой мы встречали его, и если на этой неделе его эссе было напечатано, отец в дополнение к «Шабат шалом» благодарил его. Они не были знакомы, но Натан Гелернтер был известен всему кварталу, и поэтому отец считал правильным поблагодарить его за такую забавную и поучительную статью и поощрить его работать и далее. Я думаю, что отец был далеко не единственным, от кого Гелернтер получал такие «спасибо».

*
Мои учителя в хедере, когда приходила неделя главы «Бешалах», рассказывали мне мидраш о птицах и остатках мана. Ман выпадал в пустыне шесть дней в неделю, но в шабат не выпадал. Так обещал Всевышний, и так он передал через Моше. Говорится в мидраше, что перед первым шабатом, когда по слову Всевышнего не должен был сойти ман, несколько злодеев договорились рассыпать немного мана из собранного ими вчера вокруг стана евреев — и показать: «смотрите, Моше сказал нам неправду! Вот он, ман!» И рассыпали. Но прилетели птицы и склевали тот ман, и нечего было злодеям показывать. Их замысел сорвался. А был это шабат главы Бешалах. Поэтому перед этим шабатом у еврейских детей принято рассыпать на улице еду для птичек.
Есть и ещё одна связь птиц с исходом из Египта. Магариль (автор «Книги обычаев евреев Ашкеназа») приводит такой обычай. В шабат главы Бешалах учителя маленьких детей и их родители приводят детей во двор синагоги и рассказывают им, как во время рассечения Тростникового моря птицы присоединились к песни Моше, чирикали, курлыкали и тоже хвалили Всевышнего, и как на пути евреев по дну моря чудесным образом выросли плодовые деревья, и как еврейские дети срывали их плоды и кормили тех птиц. И указывает Магарильраздавать детям «кашу» (этим словом на идиш называют гречку), чтобы они кормили ею куриц, в память о том, как еврейские дети кормили птиц при исходе из Египта. А после этого благословлять детей, чтобы они росли для Торы, хупы и добрых дел.

*
Как известно, у нашей недельной главы Бешалах есть дополнительное название — «Шабат шира». Суббота песни. Какой песни? Той, что пели евреи после великого чуда рассечения Тростникового моря. «Песнь моря» включена в ежеутреннюю молитву, мы говорим её каждый день, и говорим стоя. И завтра мы скажем её перед тем, как этот текст прочтут из свитка во время чтения Торы. Это песня благодарности.

Первое, что делает еврей утром, открыв глаза — до молитвы, до утренних благословений, до омовения рук — он благодарит. «Благодарю я Тебя, Царь живой и вечный, за то, что вернул мне душу по милостиТвоей. Велика верность Твоя!»
«Песня моря» начинается со слов «Аз яшир». Переводятся они как «Тогда запел…», но глагол почему-то стоит в форме будущего времени — «яшир». Это неспроста. Да и слово «аз», «тогда», используется в Писании чаще для указания на будущее, чем на прошлое. Одно из объяснений — в грядущем, при Избавлении, тоже зазвучит песнь Моше. А другое — вот какое. Песнь благодарности не обязательно имеет в виду прошлое. Благодарность — не плата, которую мы отдаём за прошлое благо и чувствуем, что расплатились. Благодарность не относится ко времени. Она — самостоятельное действие, она основа морали еврея.

Всевышний хочет не только того, чтобы мы были благодарны Ему. Что Ему до нашей благодарности, в сущности? Он и так каждую секунду благотворит всему мирозданию. Он хочет, чтобы мы, воздавая благодарность Ему, научились благодарить людей. Научились узнавать и признавать сделанное нам добро. И даже не только людей. Мидраш спрашивает: почему во время казней египетских, при поражении Нила кровью и лягушками удар по водам реки осуществлял Аарон, а не Моше? Потому что Моше отказался бить Нил. Ведь он плавал по водам Нила в корзинке, когда был младенцем, и не утонул. «Не буду я бить воду, спасшую меня! В колодец, из которого ты пил, не кидай камень — говорит пословица!» Это тоже благодарность.

Однако благодарить человека довольно легко. Человек, сделавший нам добро — вот он, перед нами. Благодарить Б-га труднее, потому что мы не видим Его глазами и думаем, что удобный мир, в котором мы живём, удобен сам по себе. Поэтому есть еврейский обычай: спрашивают у человека «как дела?» — и он отвечает: «Барух а-Шем», «слава Б-гу». Это ещё до подробного рассказа, как дела. За всё, что есть в нашей жизни — слава Б-гу. Даже за то, что видится нам неприятностями. Если вам кажется, что у вас неприятности — вам КАЖЕТСЯ, что у вас неприятности. Посмотрите на вещи с другой стороны — и вы увидите, что это не неприятности, а лишь изменение порядка жизни, открывающее перед вами новые возможности и способы жить. За это — тем более слава Б-гу.

Благодарить жену за всё, что она делает для дома — а значит, для мужа. Благодарить мужа за то, что он делает для дома — а значит, для жены. Даже если они делают не напрямую друг для друга. Благодарить родителей за то, что они у нас есть, ведь это огромный подарок. Благодарить детей за то, что они приносят нам столько нахата. На работе, на улице. Слово «спасибо» не стоит ни копейки, а сколько принесёт вам — вы увидите. Ребе всегда благодарил своих секретарей за всю работу, которую они делали, даже за принесённую чашку чая.

И я проведу особую трапезу благодарности. Это будет в канун 15 ава, Нового года деревьев, у нас дома, для семьи и друзей. За то, что в это время несколько лет назад мы получили гражданство России, что дало нам возможность в полную силу работать в благотворительном центре. И за другие чудесные избавления, которые произошли с нами. И за всё. И мы будем просить у Всевышнего возможности действовать и далее, и главное — всеобщего Избавления.

Гут шабес
Шия