Связь временем..

Одно   из негласных правил   волонтерского движения  гласит: «То,   что   человек   МОЖЕТ  делать   сам,   он ДОЛЖЕН   делать   сам».  Другими   словами, волонтер   не  должен   проживать   чужую жизнь,   а  его задача помочь  адаптироваться   в  неблагоприятных  условиях  человеку  с   ограниченными  возможностями   или   испытывающими  определённые  трудности.  С  точки  зрения   психологии  это очень важный   момент,  поскольку  «выгорание»  сужает   временные  рамки деятельности  добровольных  помощников.    Надо  сказать,   что  не   все  волонтеры   понимают  это.  И  тогда   помощь  нам  приходят  люди,   которые   могут  дать   профессиональные   советы.  Особенно   важно,   что  эти   люди    в   свободное   время  работают  в  нашем   проекте.

Мы   продолжаем   вас   знакомить   с   теми,   кто  приходит  на   помощь  нашим   подопечным ,   то   есть,   с  нашими   волонтерами.

Екатерина   Дрейцер –  будущий  врач.   Она   пока   учится,   но уже   сейчас   ее   советы   помогли нам   в   довольно  затруднительных обстоятельствах общения   с  подопечными.  Сама Катя  без   труда   находит общий   язык   с пожилыми  людьми   и   умеет  тактично   перевести  разговор   в  нужное  русло.  Видимо,  основы   психологии,   врачебная  практика  дают   себя  знать.  А   еще   у   Кати есть  очень   интересная   семейная   история,   связанная   с   ее  известным   прадедушкой,   врачом скорой   помощи,  А. Г. Дрейцером,    автором  воспоминаний  о   военной   Москве.

Рассказы  от   первого лица  всегда   интереснее   пересказов,  поэтому мы  решили задать  Кате несколько  вопросов.

 

—- Катя,   почему   вы   решили стать   волонтером?

—- Волонтерство –  прекрасная возможность одновременно и сделать доброе дело,  и завести новые знакомства, проявить себя, то есть совместить полезное с приятным.  Я стала участвовать в волонтерских проектах благодаря тому, что получаю именную стипендию правительства Москвы и стипендию Российского еврейского конгресса. В центре развития при правительстве Москвы и в благотворительном центре “Шаарей Цедек” я узнала о различных возможностях для волонтерской деятельности.

—- Как   по-вашему, что общего   между   профессией   врача   и   волонтерской  деятельностью?

—- По мнению многих, профессия врача по своей сути – волонтерство. Я с этим в корне не согласна и считаю, что работа врача должна хорошо оплачиваться, как и всякая другая работа. Однако волонтерство даёт хорошую возможность для подготовки будущих врачей. Во время волонтерской деятельности приходится общаться с разными людьми, находить к ним подход. То же самое нужно делать во время профессиональной деятельности и врачам.

 

—-Катя,   в определенном   смысле,  Вы   медик потомственный.  Расскажите,   пожалуйста,  о   вашем   прадедушке?

—- Мой прадед, Александр Григорьевич Дрейцер, является автором «Записок врача “Скорой помощи”», документального произведения о жизни Москвы и москвичей во время Великой Отечественной войны. Его судьба похожа на судьбу многих его еврейских современников. Он был вынужден изучать медицину в Германии из-за процентной нормы для поступления евреев в гимназии и университеты. В Германии А.Г. Дрейцер был застигнут Первой Мировой войной, интернирован и был вынужден вернуться в Российскую Империю. Добровольцем пошел на фронт, защищал город Лодзь, где жила его семья. Несмотря на войну, смог в 1917 году завершить свое медицинское образование, но уже в Императорском Московском университете.

Мой прадед был известным московским врачом. Он лечил таких известных людей как Корней Чуковский и историк, Виноградов, после войны заведовал Центральным Спортивным Диспансером. В 1941 году ему было уже 56 лет из-за чего его не призвали на фронт. Война разлучила его с семьей-детьми-дошкольниками и женой, от которых не было вестей и он долго не знал, живы они или нет. Чтобы спастись от одиночества и мыслей о семье, он стал записывать интересные случаи, происходившие с ним на работе.

 

—- Насколько   я  знаю,   история   появления    дневника  была несколько  загадочной…

—- Да, О записках прадеда я узнала, когда училась в школе. Накануне девятого мая у нас проводили урок литературы в школьной библиотеке, где нам раздали сборники с рассказами о войне. Мои одноклассники нашли в них упоминания о записках моего прадеда. Фамилию Дрейцер не так уж и часто можно встретить, поэтому они сразу же показали мне эти страницы. Школьный библиотекарь подарила мне эту книгу, она и сейчас находится в нашей семейной библиотеке. Спустя какое-то время я стала находить в интернете различные заметки с упоминанием «Записок врача “Скорой помощи”».

 

—- Верно, что  Вы  написали  статью  и     сделали   публикацию  в   научном  журнале о   деятельности    прадеда.  И   как выдумаете,   почему  такого рода   документы   интересны  сейчас,  в   наши  дни?

— Да,   На семинаре по истории медицины я делала доклад про своего прадед и мой преподаватель предложил мне написать статью. В соавторстве с Евгенией Львовной Пановой летом 2019 года мы опубликовали статью на русском и английском языках. Благодаря её помощи и советам я смогла “восстановить” биографию моего прадеда(например, я узнала где он родился и учился).

Для меня записки прадедушки – интересный материал для размышления с медицинской точки зрения. Особенно меня поразил тот факт, что за 1942 год около 200 детей родилось в метро и практически все они выжили. Меня привело в шок описание станций метро во время войны, что даже там люди жили и что такое место можно сделать уютным: играть в шахматы, пить чай с вареньем и читать книги во время бомбежек.

Многие упрекают мое поколение в инфантилизме, неумении ставить благородные цели, бороться с трудностями, приводя в пример людей, переживших войну. Но читая дедушкину книгу, я понимаю, что и тогда люди отчаивались и даже шли на такой крайний шаг как самоубийство. Эта книга даёт возможность взглянуть на войну с другой стороны.

Главный вывод, который я сделала из этой книги и который мне пригодится и в жизни, и в моей будущей работе – смерть всегда соседствует с жизнью и какой бы ужасной не казалась ситуация вокруг, нужно жить и делать все возможное для людей вокруг. Жизнь моего прадеда – пример. Прежде всего, для нашей семьи и для меня.

 

—- Катя, спасибо   Вам за ответы  и  огромная  благодарность   Вам  за  то,   что   Вы –   участник  проекта   «Голос   Милосердия».  Нам   очень   приятно,   что  такие   умные,  талантливые   молодые  люди  находят   время   и   возможность   помогать   подопечным   фонда  «Шаарей   Цедек».