В преддверии 9 ава раввин Берл Лазар обратился к еврейской общине России

В преддверии 9 ава раввин Берл Лазар обратился к еврейской общине России

Пост 9 ава – традиционный день траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимских Храмов. В этом году 9 ава приходится на шабат, поэтому пост переносится на следующий день и начинается вечером в субботу 21 июля и продолжается до захода солнца следующего дня.

В преддверии поста главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Девятое ава — самый скорбный день в истории нашего народа. Со времен исхода из Египта и до наших дней с этим днем связаны десятки трагедий и бедствий. Самые известные из них, — но далеко не единственные, — это разрушение Первого и Второго Храма. Поэтому каждый год Девятого ава мы проводим в посте, молитве и покаянии.

Но в этом году особая ситуация – Девятое ава приходится на шабат. А шабат – это праздник! Поэтому все проявления скорби и траура откладываются на сутки, а сегодня мы должны радоваться и веселиться. Причем радоваться и веселиться даже больше, чем в обычную субботу! Недаром в Талмуде говорится, что субботняя трапеза на Девятое ава должна быть «пиром, как у царя Шломо».

Возникает вопрос, почему это так? В чем причина особой радости? Понятно, что шабат всегда праздник, но если в этот день у человека траур, это не отменяет его чувства горя и скорби! Почему же тогда надо особенно веселиться в шабат, который пришелся на самую скорбную дату для всех евреев?!

Здесь прежде всего нужно понять суть трагедии Девятого ава. Храм был разрушен потому, что наш народ вел себя неправильно. Наши мудрецы объясняют, что евреи в то время были виновны в «синъат-хинам» — взаимной ненависти, братоубийственной вражде. А это самый страшный грех перед Б-гом, потому что Он заключил завет Свой с Израилем как с единым народом, и положил нам заповедь взаимной любви. Как сказано в Талмуде: «Коль Исраэль аревим зе базе», «все евреи в ответе друг за друга» — а это значит, что не может быть для нас более тяжкого греха, чем взаимная ненависть. Насколько тяжек грех, настолько тяжело и наказание за него.

Но Б-г наказывает нас не для того, чтобы нам было плохо. Наоборот – наказание дается, чтобы мы поняли, что нужно делать, чтобы исправить ситуацию. То есть, главный урок Девятого ава заключается в том, что нужно делать все возможное, чтобы не допустить взаимной вражды, чтобы быть едиными, чтобы любить друг друга, помогать друг другу, поддерживать друг друга.

И в этом году, когда Девятое ава приходится на шабат, мы должны это осознать с особенной силой. За субботним столом, когда мы все вместе, когда вместе ощущаем святость праздника, проникаемся чувством особой близости к Б-гу, — именно в этот момент приходит ясное понимание того, как важно быть едиными, как важно дружить! Да, скорбь о разрушенном Храме остается – но шабат дает нам одновременно заряд духовного подъема и урок правильного поведения. И дай Б-г, чтобы мы этот урок усвоили и претворили в жизнь – чтобы, благодаря нашей взаимной любви, благодаря нашему единству, благодаря нашим добрым делам наступило окончательное избавление с приходом Машиаха!»

Историческая справка

Девятый день еврейского месяца ав традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме. Согласно ТаНаХу, разрушение Первого храма вавилонским царем Навуходоносором произошло в 586 г. до н. э., а Второй храм, по данным историков, был разрушен римлянами в 70 г. н. э.

День 9 ава стал в глазах евреев символом всех несчастий еврейского народа. В этот день, вскоре после исхода из Египта, Б-г наказал евреев 40-летними скитаниями по пустыне за нежелание выполнить его волю и войти в предназначенную им землю Израиля. Кроме того, 9 ава 135 г. н. э. римлянами была взята крепость Бетар — последний оплот борцов за независимость Израиля. По средневековой традиции, на 9 ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 г.

В этот день евреи держаться так, словно потеряли близкого человека. Траурный пост начинается с заходом солнца в предшествующий день и продолжается до захода солнца 9 ава. В это день предписано полное воздержание от еды и питья, купания, супружеских отношений, пользования парфюмерией; запрещено носить кожаную обувь, работать, изучать Тору, ибо она является источником радости. Можно читать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима. При этом следует сидеть на полу или на низкой скамейке. Принято, чтобы в синагоге в этот день горело всего несколько свечей. В Иерусалиме в этот день принято идти к Стене плача. Вечером накануне 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы.

В синагогах вечером после вечерней молитвы читается свиток Плач Иеремии (Эйха). Вокруг свитка Эйха со временем были созданы песни-эллегии (кинот), которые читают в синагогах вскоре после Эйха. Кинот написаны крупнейшими еврейскими поэтами средневековья, такими как Элазар аКалир, Шломо бен Гвироль, Раши, раби Авраам Ибн Эзра. Кроме расширения тем, упоминаемых в Эйха, в основе многих кинот лежат мидраши, связанные с разрушением Храма, и бедствия, произошедшие с еврейским народом после написания свитка Эйха, в том числе и те, которые не произошли 9-го ава.